Предисловие

На рубеже двух веков в России завершается период развития политического знания, который обычно определяется как переходный. За этими, на первый взгляд, мало что выражающими словами стоит целая эпоха, отразившая напряженный и драматичный поиск российской социальной наукой новой идентичности. Для политологов отправными точками поиска стали возврат к лучшим традициям мирового и отечественного гуманитарного знания и усвоение всего того ценного, что было создано политической наукой на Западе за последние десятилетия.

О том, что эти усилия не были напрасными, свидетельствует стремительный процесс институционализации политологии как учебной и научной дисциплины. Успешно действует Российская ассоциация политической науки (РАПН). Факультеты политологии появились во многих регионах России. Одной из важнейших вех на этом пути стало создание в 2008 г. факультета политологии в Московском государственном университете. В марте 2009 г. факультет политологии был создан в Санкт-Петербургском государственном университете. Изучение результатов этого стремительного роста — дело будущего, но уже сейчас очевидно, что без политологии как фундаментальной отрасли научного знания формирование в России современного гражданского общества, демократической системы и основ либерального политического образования будет несравненно более затруднительным.

Предлагаемый учебник написан коллективом авторов-преподавателей, создавших в августе 1989 г. на философском факультете Санкт-Петербургского государственного университета кафедру политологии — первую университетскую кафедру данного профиля в нашей стране. Именно усилиями ученых кафедры закладывались основы модели политологического образования, принятые сегодня в Российской Федерации и закрепленные в действующем Государственном образовательном стандарте.

В своей работе авторы руководствовались правилами, не отделимыми от принципов научной этики. В соответствии с этими правилами политическая наука рассматривается как исследовательская сфера, границы и ОГЛАВЛЕНИЕ которой нередко являются предметом дискуссии. Ее представители трудятся преимущественно в структурах высшего образования и академических институтах, но их нередко можно встретить и в различных административных и правительственных учреждениях. При этом ни ученые-политологи, ни политологи-практики не могут быть идентифицированы с политиками.

Разумеется, научное исследование политики нельзя отделить от основных тенденций реальной политической жизни. Среди ученых не существует единого мнения по вопросам: в какой мере результаты научных изысканий следует немедленно внедрять в практику и какая временная дистанция необходима между открытием наукой новых парадигм и их практической реализацией?

Ответ на эти вопросы теснейшим образом связан с пониманием места и функций политического знания в современном обществе. Политическое знание в любой своей форме не может развиваться вне определенного культурного контекста. Сам факт его существования определяет степень интенсивности проникновения людей (прежде всего элиты общества) в сущность и характер политического процесса. Внутри этого процесса политология выполняет несколько важнейших функций.

Главной из них является гносеологическая функция, связанная с определением целей и природы политического знания, особенностей порождающих это знание политических интересов, а также их реализации в рамках различных политических культур.

Политология выполняет также (разумеется, косвенно) мировоззренческую функцию, т.е. функцию формирования теоретических принципов политических партий и общественных движений, стремящихся к практической реализации как собственных целей, так и интересов тех социальных групп, которые они представляют. Эта мировоззренческая функция политической науки (которую не следует смешивать с идеологической функцией) свидетельствует о неразрывности теории и практики в политическом процессе.

Кумулятивный аспект политической науки связан с ее прогностической функцией. Эта функция лежит в основе формирования разнообразных политических идеалов. В истории политической мысли прогностическая устремленность политического знания в наиболее чистом виде проявилась первоначально в создании многочисленных социально-политических утопий (например, "Государство" Платона, "Город Солнца" Т. Кампанеллы, "Замкнутое торговое государство" И.-Г. Фихте и др.). В процессе эволюции научной методологии политическое прогнозирование становится важнейшим элементом как эмпирических политических дисциплин, так и научных политических теорий.

Наконец, следует подчеркнуть важнейшую роль политической науки в формировании ценностной функции политического знания, когда в качестве отправного пункта выступают как общечеловеческие ценности, так и вполне прагматические интересы самих ученых или социальных групп. С момента своего возникновения политика считается особым видом искусства. Но, если о деятельности политика судят по ее непосредственным результатам, хотя важны и используемые им средства, то работа политолога оценивается как по применяемым им методическим исследовательским приемам, так и по результатам, ибо ценность последних определяется характером первых.

Особенности подхода авторского коллектива к исследованию многообразных проблем политики обусловливаются еще одним обстоятельством, приобретающим в настоящее время некоторый оттенок историзма.

До недавнего времени характер и методологическая направленность большинства изданных в России учебников политологии определялись стремлением ученых максимально использовать достижения своих западных коллег, выводы которых, естественно, базировались на анализе западноевропейского и североамериканского политических процессов. Анализ аналогичных процессов в посткоммунистическом мире, к которому принадлежат, наряду с Россией, страны Центральной и Восточной Европы, как правило, выносился за пределы учебных пособий. Такой подход являлся следствием или неуверенностью отечественных политологов в том, что на материале этого региона могут быть в полной мере апробированы идеи, за освоение которых они заплатили столь высокую цену, или даже стихийно возникавшего под влиянием "проклятых вопросов" пуританского чувства, которое диктовало ученым и преподавателям держаться в стороне от обсуждения острых тем в студенческой аудитории.

К числу принципов научного политического анализа в полной мере относится и Вперед классическая этическая формула М. Вебера: прежде чем стать объектом научного исследования, политика должна быть изгнана из университетских стен. Однако отказ от дискуссий идеологического характера не должен, на наш взгляд, служить препятствием для объективного анализа прямо со студенческой скамьи политической жизни во всех без исключения регионах, даже если это и может затронуть чью-либо добродетель или конкретные интересы и пробудить неопределенные опасения у излишне бдительных ревнителей ложной педагогической морали. В противном случае исчезает такая важнейшая функция политического знания, как воспитание граждан.

Руководствуясь представлением о политической науке как о важнейшем элементе гражданского образования, авторы последовательно стремились анализировать основные закономерности политики, используя при этом в равной мере научные и методологические разработки как отечественных, так и западных политологов. По-видимому, только на этом пути можно достичь полной интеграции российской политической науки с мировой.

В результате изучения дисциплины "Политология" бакалавр должен:

знать

• основные понятия, категории и инструментарий политической науки;

• сущность и взаимосвязь политических явлений, механизмы функционирования власти, роль политической науки в подготовке, обосновании и принятии политических решений;

• основные принципы построения политических теорий, структуру политических наук, основания и иерархию политической мысли, соотношение политологических, философских, исторических, социологических, психологических и антропологических направлений и дисциплин в общей структуре гуманитарного знания;

• структуру и характер функционирования политических систем, политических институтов, особенности эволюции государства, характер и основные направления деятельности политических партий и общественных движений;

• природу и сущность политологического анализа мировых политических процессов, характера и направлений глобального развития;

• специфику аналитической и прогностической функций современной политологии, методологии и методик политического анализа, основных теоретико-методологических подходов в сфере политического прогнозирования;

уметь

• выявлять важнейшие механизмы взаимодействия политической теории и практики с позиций различных научных школ и направлений;

• интерпретировать оригинальные научные тексты, анализировать их структуру, понимать и анализировать их ОГЛАВЛЕНИЕ;

• работать с информацией из различных источников на русском и иностранном языке;

• применять базовые знания в области информатики и современных информационных технологий в профессиональной деятельности;

• использовать ресурсы сети Интернет, осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения теоретических и практических задач;

• применять и расширять аналитический и прогностический потенциал современной политологии на основе знания методов сбора и первичной обработки политической информации, методологии и методик политического анализа, освоения основных теоретико-методологических подходов в сфере политического прогнозирования;

• самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в научной и практической работе новые знания и умения, в том числе в областях знаний, непосредственно не связанных со сферой профессиональной деятельности, совершенствовать и углублять свое научное мировоззрение;

• использовать в консалтинговой практике знание социологических, юридических и нормативных процедур, регулирующих деятельность политолога-исследователя и политического консультанта;

• применять знания о политической диагностике, участвовать в работе по описанию, прогнозированию политических процессов и проблемных ситуаций;

• проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований, анализировать, синтезировать и критически резюмировать научную и политическую информацию;

• анализировать международный опыт и российскую практику организации научных исследований и преподавания политологических дисциплин;

владеть

• методикой преподавания курса обществознания и политологии, а также отдельных дисциплин политологического профиля в средней общеобразовательной школе, лицее и гимназии, логично и последовательно представлять освоенное знание понятийного аппарата современной политологии;

• культурой мышления, способностью к обобщению, анализу и восприятию политической и научной информации;

• навыками применения современных концепций и методов политического анализа для решения научных, практических и педагогических задач;

• основными теоретико-методологическими подходами в политической компаративистике, знанием современных школ и концепций в сравнительной политологии, навыками сравнительного анализа политических систем и институтов;

• основными методами теоретического моделирования политических объектов;

• навыками специализированного отображения политических явлений, научно-теоретического описания политических процессов;

• методиками социологического, политологического и политико-психологического анализа, подготовки справочного материала для аналитических разработок;

• современными методами обработки и интерпретации комплексной политологической информации в соответствии с профилем будущей научной и педагогической деятельности для решения научных и практических задач, в том числе находящихся за пределами непосредственных профессиональных занятий.