Предисловие

Проблемы, обусловленные культурными и этническими различиями, являются актуальными и приоритетными для российской и мировой педагогики и школы. В вузах Москвы, Петербурга, Пятигорска, Ростова, Рязани, Южно-Сахалинска и многих других городов постсоветской России в последние годы все более заметное место занимают учебные курсы, посвященные поликультурному (мультикультурному) образованию. Это объяснимый и закономерный ответ на вызовы современного многонационального социума.

Чем глубже изменения социумов, вызванные нарастанием этнокультурной диверсификации, тем труднее и сложнее задачи воспитания и обучения. Острее становятся угрозы для общенационального единства, возникают проблемы национальной ассимиляции и дискриминации малых этнокультурных групп, усиливаются их стремления защитить и развить свою идентичность путем воспитания и обучения.

Интерес высшей школы к поликультурному образованию обусловлен необходимостью межнационального диалога и сотрудничества, усилением движения этнических и расовых меньшинств за свои права в многонациональных регионах и государствах. Учебным заведениям следует ответить на потребность воспитания основ межкультурного взаимодействия учащихся из семей разных социальных страт и профессий.

В вузах многонациональной России злободневность теоретической и практической подготовки к поликультурному воспитанию и обучению обусловлена необходимостью формирования и развития новой национальной общности – россиян. Проблема обострена по крайней мере четырьмя капитальными обстоятельствами: во-первых, кризисом идей и опыта социалистического интернационального воспитания; во-вторых, социально-демографическими подвижками, вызванными массовым притоком беженцев и иммигрантов из бывших республик Советского Союза; в-третьих, усилением процессов национально-культурного самоопределения народов Российской Федерации; в-четвертых, наличием негативных националистических настроений в обществе.

Российские вузы со всей очевидностью поставлены перед необходимостью подготовки корпуса преподавателей для эффективных решений проблем налаживания взаимодействия путем воспитания и обучения различных этнокультурных групп. Растет необходимость ответов на широкий круг научных и методических вопросов педагогической деятельности в поликультурной и полиэтнической среде – от реализации демократических идеалов до внедрения иных программ, форм и методов воспитания и обучения. Модернизация отечественного высшего образования диктует организацию приобщения к традициям этнокультур, осознание необходимости трансформации доминирующей культуры как базы воспитания и обучения за счет иных этнокультурных ценностей.

Фактор нарастающей значимости, одна из глубинных причин актуализации поликультурного образования – миграция населения. Происходящее в последние 50 лет новое "великое переселение народов", гигантские потоки мигрантов на пяти континентах заметно видоизменяют этнический состав учащихся школьных учреждений большинства государств. Мигранты и вынужденные переселенцы исповедуют собственные культурные ценности, традиции и верования, говорят на иных языках в отличие от местного населения. Нередки конфликты между ними и коренными жителями. Молодые иммигранты, так или иначе, подвержены "комплексу маргинала", рожденного из-за ослабления культурных связей с исторической родиной. Они не желают быть изгоями, стремятся войти в культуру страны пребывания. Воспитание и обучение должны дать педагогические ответы на присутствие иммигрантов.

Разработка вопросов воспитания и обучения в многоэтническом социуме – сравнительно новое направление педагогики. "Важно помнить, – замечает канадский ученый П. Горски, – что мультикультурное образование – недавно возникшая концепция, которая неизбежно будет трансформироваться в ответ на вызовы постоянно меняющегося мира"[1].

Концептуальное оформление поликультурного образования состоялось в мировой педагогической мысли на рубеже 1970– 1980-х гг. Исследования по этой тематике ведутся с нарастающей активностью.

Российская наука вносит свой вклад в изучение проблем педагогической деятельности в поликультурной среде. Число публикаций, экспериментов в России, касающихся тематики поликультурного образования, непрерывно растет. На протяжении последних десяти с лишним лет целенаправленные исследования в этом направлении ведут Академия педагогических и социальных наук, Российская академия образования. Соответствующие вопросы изучают в ряде университетов, в особых научных центрах (кафедры Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург) и Московского городского психолого-педагогического университета, лаборатория в Ставрополе, Поликультурный центр дополнительного образования (Москва) и др.). На научных встречах российские педагоги регулярно обсуждают вопросы этно- и поликультурного воспитания и обучения. Это, например, конференции: "Педагогика в этнокультурных традициях народа" (Москва), "Теория, практика и перспективы образования, поликультурного воспитания" (Ростов-на-Дону), поликультуриый семинар "Гиперборея" (Карелия), научно-практический семинар "Поликультурное образование" (Оренбург), конгресс по вопросам поликультурного образования (Великий Новгород), международный семинар "Подготовка учителя истории для работы в поликультурной среде" (Томск) и др.

Проблематика поликультурного воспитания и обучения занимает заметное место в деятельности ученых ближнего зарубежья. В Белоруссии подготовлена учебная программа "Воспитание поликультурной, многоязычной личности". На круглом столе "Молодежь и мульти культурное воспитание в Республике Беларусь", в котором участвовали белорусские педагоги и представители международных организаций, обсуждались проблемы воспитания в мультикультурной среде в контексте идей толерантности, социальной адаптации беженцев. В Казахстане систематически проводятся научные встречи, посвященные воспитанию в полиэтнической среде. В их числе – семинар "Воспитание поликультурной личности на уроках математики и физики" (Кустанай). В Кыргызстане проходят представительные форумы по вопросам полиэтнического и поликультурного воспитания и образования. Один из них – международная конференция "Образование как средство интеграции в полиэтнических сообществах". Изучением и популяризацией идей воспитания в многоэтнической и многокультурной среде в Киргизии занимается лаборатория "Поликультурное образование и воспитание" столичного государственного педагогического университета. Лаборатория сотрудничает с республиканскими общественными организациями этнических русских, корейцев, украинцев.

Австралийские, американские и канадские педагоги – пионеры разработки проблем мультикультурного образования. Усилия ученых Австралии координирует Центр мультикультурных исследований. В Северной Америке эти проблемы решают несколько научных университетских объединений: Центр мультикультурного образования Университета штата Вашингтон (Сиэтл) – глава Джеймс Бэнкс), Исследовательский центр мультикультурного образования Университета штата Колорадо – руководитель Леонард Бака, Стэнфордский центр программ по международному и кросс-культурному образованию, Национальный исследовательский центр проблем культурного разнообразия в Санта Кри, Исследовательская ассоциация интеркультурного развития в Техасе и др. Популяризацией идей мультикультурного образования занята имеющая 22 отделения в штатах Национальная ассоциация мультикультурного образования – президенты Карл Грант и Донна Голлник. Важная роль в работе по осуществлению права коренных меньшинств на достойное образование принадлежит ученым Университета Аляски, создавшим Центр кросс- культурных исследований, – глава Рэй Барнхардт.

Проблемы образования в многонациональном социуме находятся в числе научных приоритетов Европейского общества сравнительной педагогики.

Оригинальность предлагаемого учебника состоит особенно в том, что в нем при опоре на методологию сравнительной педагогики анализируются философские, культурологические основы, субъекты, принципы, цели, ОГЛАВЛЕНИЕ, методики поликультурного образования. Новизна подобного анализа состоит в рассмотрении теории и практики поликультурного образования в контексте конкуренции различных идей и практик обучения и воспитания в многонациональном социуме.

На российском материале, а также на данных по основным мировым регионам и государствам сопоставительно исследованы тенденции развития и становления образования в многонациональных социумах. Рассмотрены соответствующие вопросы воспитания и обучения, которые ждут незамедлительных практических ответов. Предложены модели, которые предусматривают межкультурный диалог и отказ строить педагогический процесс лишь на культуре и языках суперэтносов. Изучены возможности налаживания через образование межкультурного диалога, создания целостного образовательного общенационального пространства. Показано, как решаются вопросы диалога культур в многонациональных учебных заведениях, при обучении автохтонов, иммигрантов и пр. Названы оптимальные пути удовлетворения культурно-образовательных потребностей мультиэтнических социумов, организации в гетерогенной этносоциальной среде системы образования, обеспечивающей эффективное приобретение знаний о людях, событиях, идеалах, подготовку к жизни в свободном, открытом мире. Доказывается, что многообещающей стратегией по созданию национального сообщества, опирающегося на многообразие культур, являются теория и практика поликультурного образования.

Имеется в виду, что проблематика поликультурного образования в России пока решается преимущественно в теоретическом плане. В этих условиях представленный в учебнике законодательный и практический опыт подобного образования, который накоплен в ряде ведущих стран зарубежья, представляет особый интерес для российского педагогического сообщества.

Назначение учебника – научная и методическая поддержка при осмыслении и организации воспитания и обучения в многонациональной социальной среде, помощь в преодолении барьеров на пути поликультурного образования: недостаточности программно-методического обеспечения на всех ступенях и уровнях образования, слабой проработки педагогических технологий, незнания мирового опыта соответствующей учебной и воспитательной работы, отсутствия внимания к реализации поликультурности при педагогической поддержке иммигрантов в пределах непрерывного (пожизненного) образования и т.д.

В результате освоения материалов учебника студент должен:

знать

базовые теоретические ценности поликультурного (мультикультурного) образования;

• практико-ориентированные задачи и программы поликультурного (мультикультурного) образования;

• особенности школьной политики в многонациональных странах и регионах;

• направления практической деятельности по поликультурному (мультикультурному) образованию;

уметь

использовать научно-педагогическую литературу при изучении и решении проблем образования в многонациональном социуме;

• различать положительный и негативный опыт школьной политики в многонациональных социумах;

• пользоваться позитивным опытом поликультурного (мультикультурного) образования;

владеть

• методологией сравнительного анализа идей образования в многонациональном социуме;

• способностью осуществлять идеи межкультурного диалога в практической педагогической деятельности;

• педагогическими технологиями поликультурного (мультикультурного) образования.

Учебник предназначен для бакалавров, магистрантов, аспирантов, докторантов, учителей и вузовских преподавателей, научных работников и школьных управленцев, родителей учащихся, всех, кого волнуют проблемы образования в многонациональной России.