Предисловие

В целях построения эффективной системы управления персоналом и осмысления значимости человеческого фактора в условиях глобальных изменений всех сфер жизни общества, радикальных преобразований в экономике, стремительных темпов обновления технологий усиливается необходимость пересмотреть подходы к оценке персонала как важнейшему инструменту кадрового менеджмента. На протяжении длительного времени оценка персонала оставалась формальным инструментом, чаще всего сконцентрированным на анализе соответствия работника занимаемой должности.

В современных компаниях оценка персонала становится не только источником информации об уровне квалификации работников, по и методом изучения индивидуальных черт и потенциала сотрудников. Это служит основой для принятия таких организационных решений, как отбор кадров, кадровые перемещения, зачисление в кадровый резерв, обучение и развитие персонала, стимулирование работников к труду, формирование эффективных команд, создание благоприятного морально-психологического климата в организации и др.

Главная цель курса "Оценка персонала" – приобретение представлений и знаний о теоретических основах оценки персонала и формирование практических навыков по организации процедуры оценки в современных компаниях. Задачами курса являются: формирование понимания оценки персонала как функции управления, ее роли и места в кадровом менеджменте; объяснение технологии процедуры оценки (исследование этапов процедуры; документации, необходимой для ее организации, а также роли экспертов в процедуре оценки); рассмотрение инструментов оценки персонала; изучение современных методик оценки персонала, определение их основных преимуществ и недостатков; ознакомление с психологическими методами оценки персонала; выделение основных ошибок и трудностей в проведении процедуры оценки персонала и нахождение основных путей их устранения.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать

• теоретические основы оценки персонала (понятие и сущность оценки, ее цели, функции и принципы в кадровом менеджменте):

• методические и методологические аспекты оценки персонала в кадровом менеджменте (основные методы оценки, их преимущества и недостатки, процесс оценки персонала в современных компаниях);

• практические аспекты применения оценки персонала в современных компаниях (как зарубежных, так и российских);

уметь

• разрабатывать инструменты оценки (анкеты, опросники, оценочные листы, оценочные шкалы и т.д.);

• составлять перечень оценочных критериев для различных должностей в компании, формировать "профессиограмму профессии";

• применять базовые методики в оценке кадров;

• разрабатывать схему процедуры оценки и планировать ее основные этапы;

владеть навыками

• оценки потенциальных кандидатов, их личностных особенностей и деловых качеств;

• проведения оценки результативности труда сотрудников компании;

• анализа полученных в ходе процедуры оценки данных для принятия дальнейших кадровых решений;

быть компетентным

• в области эффективной оценки кадров, построении системы оценки персонала в компании.

Учебно-практическое пособие состоит из пяти глав, объединяющих 38 тем.

Глава 1 раскрывает теоретические аспекты оценки персонала компании. В ней рассмотрены роль и место оценки персонала в кадровом менеджменте; основные задачи, цели и функции оценки в современной компании; даны определения понятий "оценка персонала", "аттестация персонала", "критерий оценки" и других; приведены основные классификации систем оценки персонала.

Глава 2 нацелена на изучение особенностей процедуры оценки персонала в компании. Здесь раскрываются особенности технологии процедуры оценки, рассматриваются правила выбора оценочных критериев, а также выбора оптимального метода или группы методов для оценки персонала как при первоначальном отборе, так и при оценке результативности труда уже работающих сотрудников. Описаны типичные проблемы, возникающие при построении системы оценки персонала и проведении оценки сотрудников.

В главе 3 исследуются традиционные методы оценки персонала: биографический, интервью, анкетирование, личностные опросники, ранжирование, шкалирование, балльный, методы эталона, вынужденного выбора, критических случаев, дневников, самооценки и др.

Глава 4 посвящена современным методам оценки персонала. Особое внимание уделяется изучению методов управления но целям, "360-градусной" аттестации, "ассессмент- центра", оценки по компетенциям. Отведено место и так называемым спорным методикам, применяемым и отечественными, и зарубежными компаниями.

В главе 5 рассмотрен ряд психологических методов оценки, важнейшими из которых являются группы проективных методик, методов исследования способностей, когнитивных психологических тестов. Изучаются цели и задачи психологических методик оценки, сущность и становление психологического тестирования в практике современных компаний, приведены основные проблемы применения психологических методов оценки.

Каждую главу завершают список вопросов для проверки знаний и задания для самостоятельной работы и семинарских занятий.

В блоке "Приложения" содержатся образцы анкет, оценочных форм и тестов.