Предисловие

В условиях рыночных отношений выживают и добиваются успеха лишь те организации, в которых грамотно и умело осуществляется управленческая деятельность. Поэтому необходимо готовить квалифицированные кадры, владеющие совокупностью знаний науки и практики управления, новыми подходами к управлению организациями в условиях жесткой конкуренции.

Учебная дисциплина "Основы управленческой деятельности" – это систематизированное изложение знаний о современном состоянии теории и методологии управления как процессе эффективного управления организацией в условиях рыночной экономики. Назначение данного учебника – помочь изучить эту дисциплину.

В нем рассмотрены функции управления, цели и стратегии развития организации, методы управления, процесс принятия управленческого решения, организационные структуры управления, роль человека в управлении, отношения руководителя и подчиненных, вопросы мотивации персонала, организационной культуры, управленческих конфликтов и контроля в управлении.

Для лучшего освоения и закрепления изучаемого материала в конце каждой главы приведен практикум, содержащий вопросы и задания для самоконтроля и проверочные тесты. В некоторых главах присутствуют также практические задания.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать

– суть и ОГЛАВЛЕНИЕ управленческой деятельности;

– основные этапы развития управленческой мысли в России и за рубежом;

– способы оценки эффективности управления;

уметь

выбирать методы управления в зависимости от конкретной ситуации;

– анализировать и обосновывать взаимосвязь категорий управления с достижением целей организации;

– применять современные технологии управления;

владеть

методами анализа управленческих ситуаций и процессов;

– навыками анализа проблем управления;

– способностями принимать управленческие решения.

Компетенции по каждой теме приведены в главах учебника.

Лекция 1. Управление как процесс

В результате изучения темы студенты должны:

знать

• виды управления;

• элементы процесса управления;

• функции и принципы управления;

• особенности современного менеджмента;

• как определяется эффективность управления;

уметь

• анализировать взаимосвязь элементов процесса управления;

• понимать суть и особенности функций управления;

• определять эффективность управления;

владеть

• навыками анализа управления как процесса.

Понятие и виды управления

Эффективность и успехи в любой сфере социальной деятельности прямо зависят от качества управления. Справедливость этой истины столь очевидна, что не нуждается в доказательствах. Без управления немыслима какая-либо успешная деятельность, невозможно само существование какой бы то ни было организации. Поэтому управление существовало во все времена, с тех пор как люди научились сообща предпринимать некие рациональные действия.

Сегодня, как и в прошлом, какой бы вопрос ни рассматривали, в конечном счете перспективы его удовлетворительного решения так или иначе зависят от качества управления – от того, кто и как управляет. Мировой опыт неоспоримо подтверждает, что при всей важности природных богатств, земли, уровня образовательной подготовки населения, географического положения важнейшим достоянием страны признается само управление, талант рационально распоряжаться имеющимися ресурсами – вырабатывать цели организации, ставить перед нею разумные задачи, обеспечивать их реализацию.

Управление – это деятельность, осуществляемая для достижения целей организации в интересах личности, коллектива и общества путем рационального использования располагаемых ею ресурсов – интеллектуальных, материальных, финансовых и информационных.

Необходимость и значимость управления обусловлены самой природой кооперированного труда.

В настоящее время наряду с понятием "управление" в экономический лексикон прочно вошло понятие "менеджмент". Оба эти понятия чаще всего используются как идентичные, взаимозаменяемые понятия. Термин "менеджмент" уточняет понятие "управление" применительно к хозяйственной сфере, бизнесу, управлению в условиях рынка, т.е. менеджмент – это управление организацией, хозяйствующей в условиях рынка.

Основой термина "менеджмент" служит английский глагол to manage (управлять), который происходит от лат. manus (рука). Отсюда термин "менеджмент" буквально означает "руководство людьми". Поэтому в современной теории и практике под менеджментом понимают процесс руководства (управления) группами, коллективами.

Менеджмент можно определить как совокупность принципов, методов, средств и форм управления, направленных на рациональное использование всех ресурсов предприятия (организации) для достижения поставленных целей [4].

Цели – это те ключевые результаты, к которым стремится предприятие (организация) в своей деятельности. Именно с определения целей работы организации начинается современный эффективный менеджмент. Цели задают вектор необходимых усилий. Для достижения поставленных целей необходимо рационально использовать все ресурсы, которыми располагает предприятие (организация). Менеджмент дает возможность управлять организацией таким образом, что ее деятельность оптимизируется, т.е. дает максимальный результат в данных конкретных условиях.

Менеджмент – один из видов человеческой деятельности, поэтому он является искусством, наукой, функцией, процессом, профессией людей, аппаратом управления.

Итак, менеджмент (управление) – это:

– искусство (практика) выполнения работы;

– наука (область человеческого знания);

– функция (вид деятельности);

– процесс;

– люди, руководящие организацией;

– орган или аппарат управления.

Рассмотрим вкратце элементы определения сути менеджмента (управления).

Управление как искусство означает способность эффективно применять знания и накопленный опыт на практике. Искусство управления накапливалось в течение всей истории развития менеджмента.

Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации – это сложные системы, на деятельность которых влияют разнообразные факторы внешней и внутренней среды. Люди, работающие в организации, представляют собой самый главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Ведь каждый работник обладает своим особенным характером, имеет свою систему ценностей и мотивов к труду.

Чтобы люди направляли свои усилия на достижение целей организации, менеджеры должны постоянно взаимодействовать с ними и создавать условия для наиболее полного раскрытия потенциала работников.

Управление как наука изучает специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет сумма знаний об управлении, накопленная за многие годы и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Усилия этой науки направлены на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием выявленных факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается более полезным и эффективным. На протяжении более чем вековой истории наука управления разрабатывает свою теорию, ОГЛАВЛЕНИЕм которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления.

Управление как функция. Многовековое развитие менеджмента предопределило выделение деятельности по управлению в отдельную функцию, которая по назначению и содержанию выполняемых работ принципиально отличается от производственной функции. Это связано с зарождением капитализма и началом индустриального прогресса. Главным революционным преобразованием этого периода в области менеджмента были его отделение от собственности и зарождение профессионального менеджмента. Управление как функция реализуется через выполнение ряда управленческих действий, получивших название функций управления.

Управление как процесс. Процессный подход к управлению отражает стремление теоретиков и практиков менеджмента интегрировать все виды деятельности по решению управленческих проблем в единую цепочку. При процессном подходе к управлению внимание фокусируется на взаимосвязанности отдельных действий, каждое из которых, в свою очередь, является процессом. Таким образом, управление представляется как динамически изменяющиеся в пространстве и времени, связанные между собой управленческие функции, целью которых является решение проблем и задач организации.

Управление – это люди, руководящие организацией. Данный процесс обеспечивается профессионально подготовленными специалистами в области управления, формирующими организации и управляющими ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. При этом важно уметь ставить и достигать конкретных целей. Основатель школы научного менеджмента Ф. У. Тейлор определял управление как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. Данным искусством должна владеть определенная категория людей – менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения определенных целей. Они обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получения результатов, соответствующих этим целям.

Управлениеэто аппарат. Управление нередко идентифицируется с органами или аппаратом управления. Менеджмент – специфический орган управления современных организаций (как коммерческих, так и некоммерческих). Без него организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно. Поэтому аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием менеджмента.

Менеджментом называется также и учебная дисциплина. Сегодня менеджмент существует и как одно из направлений профессионального образования, и как важнейший элемент подготовки любого специалиста.

В общей системе управления выделяют ряд его разновидностей. Назовем основные из них[1]:

1. Организационный менеджмент управляет процессами создания организации, формирования или преобразования ее структуры, механизма управления; выработки норм, регламентов, правил, инструкций и др.

2. Производственный менеджмент, или менеджмент основной деятельности, обеспечивает ее эффективное осуществление. Объектами производственного менеджмента являются: организационные подразделения, технологические потоки, производственный процесс в целом как совокупность операций.

Цели производственного менеджмента достигаются путем:

– разработки и реализации планов и программ;

– оптимизации объема, качества и ассортимента выпускаемой продукции в соответствии с требованиями рынка;

– выбора технологий и способов их наиболее эффективного применения;

– оптимизации загрузки оборудования, организации трудового процесса (расстановка кадров, руководство исполнителями), их координации и регулирования;

– устранения сбоев и неполадок, контроля, управления совершенствованием производства;

– применения ресурсосберегающих технологий;

– обновления оборудования, внедрения прогрессивных форм оплаты труда и стимулирования персонала.

Термин "производственный" здесь относится к предприятию любой сферы (заводу, банку, агрофирме).

3. Снабженческо-сбытовой менеджмент планирует потребности предприятия в материальных ресурсах, составляет на них заявки и спецификации, управляет процессами заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки и организации хранения сырья, материалов, комплектующих изделий, осуществляет контроль на основе перспективных и текущих планов потребности организации в материальных ресурсах.

Управление сбытом:

– изучает потребительский спрос и деятельность фирм потребителей;

– разрабатывает стратегии и оперативные планы продаж, выбора каналов товародвижения, стимулирования сбыта;

– организует складирование продукции;

– контролирует выполнение плана но сбыту;

– оперативно регулирует сбытовую деятельность, а также предпродажную подготовку товаров и отправляет их покупателям;

– рекламирует товары среди основных групп потребителей.

4. Инновационный менеджмент управляет процессами научных исследований, прикладных разработок, создания опытных образцов товаров и услуг, новых технологий; внедряет их в производство; формирует и оценивает планы и программы инновационной деятельности; стимулирует творчество; оценивает новые проекты и программы и обеспечивает их финансами.

5. Маркетинг-менеджмент отвечает за самую важную и сложную на сегодняшний день сферу хозяйственной деятельности организации – ее поведение на рынке. С его помощью осуществляется изучение рынка, оценка текущей и перспективной конъюнктуры, отбор целевых рынков, формирование каналов сбыта, выработка ценовой и рекламной политики и т.п.

6. Персонал -менеджмент:

– решает задачи подбора, расстановки, обучения, развития, повышения квалификации кадров;

– разрабатывает системы вознаграждения и стимулирования;

– отвечает за создание благоприятного морально-психологического климата, улучшение условий труда и быта, поддержание контактов с профсоюзной организаций и разрешение трудовых споров и конфликтов.

7. Финансовый менеджмент занимается вопросами составления бюджета и финансового плана организации; формированием и распределением фонда ее денежных ресурсов, портфеля инвестиций; оценкой текущего и перспективного финансового состояния. Элементами финансового менеджмента являются налоговый орган, который ищет законные способы оптимизации уплачиваемых организацией налогов, а также риск- менеджмент.

8. Эккаунт-менеджмент управляет процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации; их сравнением с исходными и плановыми показателями, результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов и обеспечения полного использования имеющегося потенциала.

9. Управление технологическими ресурсами осуществляет технологический менеджмент.

10. В последние годы начинают активно говорить о менеджменте знаний, управляющем процессами их выявления, отбора, хранения, распространения, придания им дополнительной ценности, повышения их качества с помощью фильтрации, синтеза, облечения в новые формы и др. Кроме того, менеджмент знаний связан с созданием обучающей среды, в том числе интерактивной, где люди постоянно обмениваются информацией и есть все возможности для ее эффективного усвоения.

Центральная задача в управлении знаниями состоит в том, чтобы облегчить выявление, обмен и использование имеющихся информационных ресурсов, передового опыта, творческих возможностей.