Предисловие

Область профессиональной деятельности бакалавров включает образование (общее, коррекционное, инклюзивное); социальную сферу, здравоохранение и культуру.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются обучение, воспитание, индивидуально-личностное развитие обучающихся, здоровье обучающихся, психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, педагогов и родителей в образовательных учреждениях различного типа и социализация.

Изучение бакалаврами дисциплины "Основы медицинских знаний и здорового образа жизни" способствует созданию у них современного мировоззрения о проблемах нарушения здоровья у детей и взрослых, причинах возникновения заболеваний, а главное, о возможностях их профилактики.

Профилактическая медицина является наиболее перспективной и результативной для сохранения здоровья подрастающего поколения. Способность предвидеть возможные последствия заболеваний, неосторожных действий, рискованного поведения, наличия патологических мотиваций (табакокурение, алкоголь, наркотики) во многих случаях будет способствовать формированию мотивированного поведения на здоровый образ жизни у подрастающего поколения.

В результате изучения дисциплины "Основы медицинских знаний и здорового образа жизни" бакалавры должны:

а) знать:

• периоды детского возраста и их характеристики, особенности роста и развития детей и подростков, а также признаки нарушения здоровья ребенка;

• методы оценки физического развития детей и подростков;

• о распространенных детских инфекциях и иммунопрофилактике;

• о кишечных инфекциях и заболеваниях желудочно-кишечного тракта;

• о заболеваниях, передаваемых половым путем, ВИЧ-инфекции и кожных заболеваниях;

• о заболеваниях органов дыхания и сердечно-сосудистой системы;

• о распространенных заболеваниях эндокринной системы;

• о неотложных состояниях, причинах их возникновения и мерах по оказанию первой помощи;

• об открытых повреждениях (ранах) и хирургической инфекции;

• о детском травматизме и мерах но его профилактике;

• о группе крови, резус-факторе и правилах переливания крови;

• признаки отравления химическими веществами;

• современные методы реанимации и критерии ее эффективности;

• о применении лекарственных препаратов;

• научные подходы к формированию здоровья, основные его показатели;

• о репродуктивном здоровье и особенностях его формирования;

• о сбалансированном питании с целью сохранения и укрепления здоровья;

• о здоровьесберегающей функции учебно-воспитательного процесса;

• о негативном влиянии окружающей среды на здоровье человека;

• знать симптомы: внезапной остановки сердца, потери сознания, утомления и переутомления, электротравм, ожога и ожогового шока, замерзания и обморожений, артериального, венозного и капиллярного кровотечений, ушибов, повреждений мягких тканей, переломов костей и травматического шока, терминального состояния;

б) уметь: использовать методы и средства оказания первой помощи при возникновении:

• острой сосудистой недостаточности (обморок, коллапс, шок, кома);

• симптомов "острого живота";

• при ранениях, ушибах, повреждениях, растяжениях связок и сухожилий, при открытых и закрытых переломах;

• травматического шока, ожогов, ожогового шока;

• теплового и солнечного ударов;

• при обморожениях;

• при укусах животными и насекомыми;

• при попадании инородных тел в глаза, нос, уши и в верхние дыхательные пути;

• определить пульс и частоту дыхания;

• измерить артериальное давление;

• закапать капли в глаза, нос, ухо;

• поставить банки, горчичники;

• наложить согревающий или охлаждающий компресс;

• провести непрямой массаж сердца и искусственную вентиляцию легких;

• наложить кровоостанавливающий жгут или импровизированный "жгут-закрутку", остановить кровотечение пальцевым прижатием артерии или максимальным сгибанием конечности;

• обработать и продезинфицировать рану;

• наложить бинтовую давящую повязку на различные участки тела;

• наложить импровизированную шину на поврежденную конечность.

в) владеть:

• понятийным аппаратом в области основ медицинских знаний, включая различные отделы медицинской науки и смежных дисциплин;

• знаниями о гигиенических основах обеспечения нормального роста и развития ребенка, о пользе закаливания детей и подростков;

• навыками применения принципов здоровьесбережения как одной из функций учебно-воспитательного процесса;

• навыками оказания первой помощи заболевшим и пострадавшим при неотложных состояниях;

• современными методами поддержания нормативно-гигиенических требований к окружающей среде, для предотвращения ее негативного воздействия на здоровье человека;

• знаниями о закономерностях работы человеческого организма, находящегося в динамическом равновесии с окружающей средой;

• научными подходами к формированию здорового образа жизни (ЗОЖ) как оптимального качества жизни, определяемого мотивированным поведением каждого человека;

• информацией о заболеваниях, встречающихся в различные периоды развития ребенка, с целью профилактики их возникновения (нарушение опорно-двигательного аппарата, миопия, детские неврозы);

• знаниями основ этиологии, патогенеза детских инфекционных заболеваний и их профилактики, передающихся воздушно-капельным путем и других инфекционных заболеваний, представляющих опасность для подрастающего поколения;

• владеть принципами создания рациональных условий трудовой деятельности;

• основами рационального питания с целью профилактики избыточного веса и ожирения;

• знаниями основ профилактики детского травматизма в различных аспектах подхода к травме (по характеру повреждений, в зависимости от поведения человека, по типичным ситуациям и т.д.);

• знаниями основ о заболеваниях, передаваемых половым путем (ЗППП), ВИЧ-инфекции, о кожных заболеваниях, современными методами контрацепции и профилактики этих заболеваний;

• знаниями о хирургической инфекции с целью профилактики гнойных инфекций;

• знаниями заболеваний желез внутренней секреции – поджелудочной железы (сахарный диабет, его проявления и осложнения), заболеваний щитовидной железы;

• основами знаний о группах крови, резус-факторе и правилах переливания крови.

В учебном пособии освещаются важные вопросы здоровья человека, особенно учащихся различных возрастных групп, анализируются методы оценки и признаки нарушения здоровья ребенка.

В отдельной главе рассматриваются понятия о микробиологии, иммунологии и эпидемиологии. Акцент делается на инфекциях, передающихся воздушно-капельным путем, и детских инфекциях, которые нередко влекут за собой серьезные осложнения, а иногда даже могут закончиться летальным исходом. Дается понятие о таких опасных заболеваниях, как дифтерия, туберкулез и многие другие инфекции.

Эти знания помогут студентам (будущим родителям), воспитателям и учителям вовремя обнаружить заболевшего ребенка и провести необходимый комплекс первой помощи и профилактических мер по нераспространению инфекции в детском коллективе.

Знание кишечных инфекций, их проявлений и способов передачи, требований к приготовлению и хранению пищевых продуктов позволят избежать инфицирования детей некачественной пищей в детских коллективах и предупредить возникновение кишечных инфекций.

Своевременными и актуальными для студентов станут материалы о кожных заболеваниях, инфекциях, передающихся половым путем (ИППП), в том числе о ВИЧ, гонорее, проявлениях сифилиса, генитального герпеса и других заболеваниях и их последствиях для молодого организма, особенно для женщин фертильного возраста, которые навсегда могут потерять возможность материнства, а нередко и жизнь.

Автором делается акцент на недопонимание в настоящее время молодыми людьми серьезности этих заболеваний и той опасности, которую представляют эти болезни для физического, нравственного и психического здоровья человека, на необходимость контрацепции и моногамных взаимоотношений.

В пособии даются понятия об асептике и антисептике, открытых и закрытых повреждениях опорно-двигательного аппарата и объеме необходимой неотложной помощи.

В отдельной главе рассматриваются вопросы детского травматизма, механизмы возникновения и обстоятельства, способствующие травматизации детей, в зависимости от места получения травмы, по характеру повреждения, по типовым ситуациям и мерах профилактики травм у детей.

Довольно подробно рассматриваются вопросы острых очаговых гнойных инфекций, электротравма, ожоги, отморожения и тепловой удар и другие. Особое внимание уделено вопросам оказания первой медицинской помощи.

Раздел, посвященный питанию, поможет студентам получить представления о важности всех компонентов пищи – белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов, о том, к каким нарушениям может привести дефицит любых из них в организме человека.

Кроме того, в пособии представлены материалы о заболеваниях желудочно-кишечного тракта, дыхательной и сердечнососудистой систем, полезные сведения о мероприятиях по оказанию экстренной помощи при состояниях, представляющих опасность для жизни и здоровья человека.

Весьма актуальными являются материалы пособия, касающиеся здорового образа жизни. Автором рассматриваются медико-гигиенические аспекты проблемы и формирование мотиваций к здоровому образу жизни.

Известно, что учебно-воспитательный процесс отнимает много сил как у детей, так и у учителей и воспитателей, поэтому возникает необходимость соблюдения принципов здоровьесбережения, психолого-педагогических, личностно-ориентированных технологий и комплексного их использования.