Предисловие

Страховой бизнес в России — растущий вил финансовой деятельности, значение которого для общества и экономики трудно переоценить. Пожалуй, еще и десятой доли возможностей страхования не реализовано в нашей стране. Поэтому подготовка учебника для специалистов новой квалификации — прикладной бакалавриат — представляется перспективной и своевременной. Отечественные и зарубежные страховые компании, работающие на российском рынке, ждут прихода новых специалистов в области продаж, изучивших основы страховой деятельности, особенности различных видов страхования, принципы и правила ведения страхового бизнеса, организацию работы страховых компаний, прежде всего в части продаж страховых продуктов, бухгалтерского учета, финансов, аудита.

Консультирование клиентов по различным страховым продуктам, презентация клиентам но всем направлениям услуг компании, ведение телефонных переговоров с потенциальными клиентами, продажа страховых продуктов (подбор страховых программ, расчет страхового пакета, оформление договора страхования), пролонгация договоров, сбор и проверка документов, расчет страховых премий, составление отчетности о проделанной работе — далеко не полный перечень функций менеджера но продажам. Ключевые требования к кандидатам на должность менеджера по продажам сводятся к наличию профильного (прикладного) высшего образования, профессионального опыта, знания отраслевой специфики деятельности предприятия. Последняя предполагает владение основами страховой деятельности, технологиями продаж, профессиональной ориентацией в современных тенденциях страхового рынка.

Подготовка и выход в свет настоящего учебника не случайны, а приурочены к подведению итогов всероссийского эксперимента, который проводился Министерством образования и науки РФ с 2010 по 2014 г. среди отобранных по результатам конкурса 37 высших учебных заведений и 65 средних специальных образовательных учреждений (колледжей, техникумов) из 47 субъектов РФ. По ожиданиям, к 2018 г. доля прикладных бакалавров должна составить не менее 30% в общей численности, обучающихся в образовательных учреждениях по программам высшего профессионального образования.

В 2014 г. утверждены новые Государственные стандарты высшего профессионального образования по подготовке бакалавров, в том числе прикладных (ФГОС 3+). Надеемся, что настоящий учебник послужит делу обеспечения страхового бизнеса грамотными специалистами, а также популяризации страхования среди будущих экономистов и управленцев, укреплению страховой науки в вузовской среде.

Понятие "прикладной бакалавриат" появилось в России в 2009 г. в постановлении Правительства РФ[1] и определено как новый вид профессиональных образовательных программ, ориентированных на освоение современных производственных технологий, новых форм и методов организации труда и обеспечивающих подготовку квалифицированных кадров. Такой подход должен обеспечить преимущества выпускнику программ прикладного бакалавриата в части разумного сочетания академических теоретических профессиональных знаний в области экономики, страхования, финансов, менеджмента, права с практическим опытом в сфере страхового бизнеса.

Курс страхования состоит из двух модулей: "Основы страхового дела" и "Организация страхового дела". В настоящем модуле последовательно раскрываются экономические, правовые, организационные и технологические аспекты страховой деятельности, овладение которыми необходимо для студентов, обучающихся по программам прикладного бакалавриата. Акцент сделан на практическую составляющую знаний о страховании, а также на соответствие данного учебника требованиям программы прикладного бакалавриата. Книга содержит развернутый практикум с расчетными заданиями для самостоятельной работы студентов по всем темам курса.

Подготовка и издание настоящего учебника совпали но времени со сложным кризисным этапом в развитии не только отечественной страховой отрасли, но и экономики, финансовой системы страны в целом. Политические риски 2014 г. привели к ослаблению курса национальной денежной единицы, потере позитивной динамики развития экономики, в том числе в страховой деятельности. Последняя также претерпевает кризисные явления, которые, но прогнозам экспертов, усилятся в 2015 г. Нет сомнений в том, что нынешнее неблагоприятное состояние страхового рынка носит временный характер. Более того, кризис необходим для наступления этапа обновления и возрождения в новом качестве. Чтобы этот этап наступил скорее, нужны грамотные специалисты, которых университеты должны готовить несмотря па колебания рыночной конъюнктуры и геополитической ситуации в мире. Страхование — универсальный институт, имманентный любому обществу и любой экономике. Оно должно развиваться поступательно, опираясь на квалифицированные кадры.

В Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22.07.2013 № 1293-р, определены масштабные задачи по модернизации страховой отрасли в нашей стране и превращению ее в действующий эффективный механизм экономического роста. Очевидно, что краеугольным камнем поступательного развития отрасли является обеспечение ее грамотными специалистами разных уровней и квалификаций, в том числе с дипломами прикладного бакалавра.

В ходе изучения материала студенты должны:

знать понятия, функции страхования, определение страхового фонда, цели и задачи страхового дела; понятийный аппарат страховой деятельности; правовые основы страхования; объекты страхования, критерии страховых рисков; методы управления риском при помощи страховых технологий; виды и формы страхования; методы управления в страховых организациях; системы продаж страховых услуг, особенности организации финансовых ресурсов страховых компаний;

уметь адекватно использовать понятия при формировании документов; определять цели, задачи, отраслевые особенности страхования; применять в речи профессиональную страховую терминологию; ориентироваться в видах страхования, различать страховые и нестраховые риски; оценить страховой риск; заключить договор страхования; оформить страховой полис; формировать условия страхования по видам страхования; различать виды и формы страхового менеджмента; проводить сегментацию страхового рынка по различным признакам; различать ОГЛАВЛЕНИЕ различных страховых продуктов; разработать линейку страховых продуктов; различать функции страховых и нестраховых посредников;

владеть методами получения, обработки и анализа информации о рисках; принципами и формами организации страховой защиты; методами оценки эффективности различных форм страхования; действующей нормативно-правовой базой в сфере страхования; методами анализа содержания страхового договора и правил страхования; способами получения маркетинговой информации о страховом рынке, спросе и предложении страховых услуг, деятельности страховщиков; методами сбора, обработки и анализа информации о страховом рынке, навыками сегментации страхового рынка и систематизации статистических, аналитических данных о состоянии страхового рынка.