Предисловие

Современная международная торговля как научная дисциплина, является как важной составной частью теории международных экономических отношений, так и ведущей отраслью мировой экономики, существенно влияющей на ее состояние.

Одной из основных характеристик современных международных торгово-экономических отношений являются последовательно расширяющиеся и углубляющиеся процессы интернационализации. Наиболее ярко это проявляется во все возрастающей вовлеченности национальных экономик в единый мировой воспроизводственный процесс. Активизируется движение капиталов, темпы прироста мировой торговли превышают рост глобального ВВП. При этом с опережением растет торговля у всех групп стран – развитых, развивающихся, стран переходной экономики, при наибольшей динамике быстро растущих государств (около 20 стран Азии и Латинской Америки). О гигантских масштабах мировой торговли свидетельствует то, что отношение мирового экспорта товаров и услуг (более 22 трлн долл.) составляет лишь треть мирового совокупного продукта (около 70 трлн долл.).

Рост международного обмена товарами, услугами, технологиями, информацией, знаниями в значительной степени обусловлен достижениями научно-технического прогресса. Современная международная торговля в настоящее время развивается благодаря новым технологиям массового производства, при котором конечный продукт создается в результате усилий и взаимодействия множества людей, работающих в разных странах, объединенных в глобальные производственно-технологические системы компаний, связанных свободным движением товаров, услуг, капиталов, людей.

Фактор международной торговли проявляется во всех сферах жизни и деятельности практически каждого человека. В отличие от прошлого столетия ныне уровень экономического, социального, культурного, информационного общения людей настолько высок, что торгово-экономическое взаимодействие людей достигло абсолютных значений. В свою очередь именно мировая торговля изначально первенствовала как генеральная тенденция, ускоряющая процесс интернационализации факторов производства (производительных сил), способствовавшая региональной и всемирной интеграции мирового хозяйства и процессов международного разделения труда в его новых схемах.

Особенно динамично возрастают товарные потоки между новой "четверкой" – центрами экономической силы мира: США – Западная Европа – Япония – Китай. Китай буквально взломал былую "Великую триаду", которая доминировала в мировой торговле около 50 лет, превратив ее в "Великий квартет". Существенных изменений в международной торговле, видимо, следует ожидать и в результате успешного завершения переговоров между США и ЕС по поводу создания трансатлантической зоны свободной торговли, начатых в 2013 г.

Первичной базой внешней торговли любой страны является производство товаров и услуг, превышающее потребности экономики данной страны, что вызывает к жизни необходимость экспорта этих излишков в другие страны. Исторически эти излишки вывозились в соседние страны, из этих же стран в обратном направлении купцы ввозили нужные товары, которые не производились в данной стране. По мере развития производительных сил (факторов производства) в условиях капитализма главной движущей силой внешней и международной торговли становятся мотивы прибыли частных торговых и промышленных компаний.

Международная торговля – самостоятельное сложное направление экономической деятельности, имеет историю в несколько тысячелетий, в то время как мировая экономика, начавшаяся формироваться с великих географических открытий в XVI в., "оформилась" (в своих основных качественных характеристиках) лишь в XX в. Поэтому предметы "мировая экономика" и "международные экономические отношения" намного "моложе" предмета "международная торговля". И то обстоятельство, что международная торговля рассматривается в теоретико-методологическом плане как форма международных экономических отношений, вовсе не означает, что она не является самостоятельным предметом изучения.

Первые сведения о международной торговле восходят к незапамятным временам. В недолгой (в рамках одного столетия) истории мировой империи Александра Македонского международные торговые пути связывали Лиссабон, построенный финикийскими купцами на крайнем западе Европы, Китай и Индию, Северную Африку по всему периметру Средиземноморья – и Север Европы. Торговые караваны купцов преодолевали немыслимо большие расстояния, которые и ныне, в XXI в., при современном транспорте, связи и логистике требуют огромных сил, ресурсов и организации. Римская цивилизация, раздвигая границы античного мира, во многом опиралась на международную торговлю, и купцы со своими товарами шли вослед наступающим римским "железным легионам", устанавливая прочные торгово-экономические отношения между десятками государств и территорий. Проходили столетия, появлялись и рушились государства и империи. Римская империя разделилась на Восточную и Западную, вскоре погибшую под ударами варваров. Восточная (Византия) успешно просуществовала еще 800 лет, пока окончательно не пала под натиском новой Оттоманской империи. Арабский халифат распространил свое влияние на те же территории, которые когда-то завоевал великий Александр Македонский – от Испании и юга Франции до отрогов Гималаев, от Кавказа до Поволжья. Но век этой гигантской империи также оказался недолгим (около 200 лет) – она раскололась на десятки независимых стран. Оттоманская империя наследовала ей, установив контроль над западом (Испания) и югом Европы (Балканские страны), вплоть до стен Вены. Этот красивейший город почти па 800 стал центром Священной Римской империи, включившей в себя часть стран Западной и Центральной Европы. Но во все эти периоды войн, междоусобных распрей феодальных правителей, повальных эпидемий, уносивших тысячи жизней, и прочих бедствий международная торговля не прерывалась. Знаменитый Шелковый путь от Китая до Англии действовал на протяжении целого тысячелетия. Часть его, известная как "путь из варяг в греки", в поздние времена пролегала по Древней Руси. Торговые пути охранялись правителями, продвижение товара регулировалось таможенными пошлинами, купцы пользовались особым покровительством тех государств, откуда происходили и куда доставлялись товары из дальних стран.

С тех давних времен существуют и действуют международные регуляторы торговли: пошлины, акцизы, запреты на ввоз и вывоз определенных товаров. Иногда они были строгими – от полного изоляционизма до избирательного протекционизма, но часто – достаточно "мягкими", способствующими международной торговле, либеральными. Так на протяжении веков постепенно формировалась международная торговля и механизмы ее регулирования.

Для современной международной торгово-экономической системы характерны не только гармонизация отношений между ее участниками, но и кризисы, спады, рецессии. Глобальный кризис начался в 2008 г. В начале 2010 г. он казался завершившимся, представлялось, что мировая торговля вслед за мировым промышленным производством вступила в стадию подъема. Но уже в 2012 г. волна Великой рецессии буквально накрыла мировую экономику и международное движение товаров, услуг и капиталов. События последних лет наглядно демонстрируют необычайно высокую взаимосвязь всех групп стран, а также их зависимость от общих глобальных тенденций, синхронность связки "мировое производство – мировая торговля".

В учебнике рассматривается широкий круг теоретических вопросов дисциплины "современная международная торговля", показана эволюция и ее современное состояние, включая регионально-континентальный и страновый разрез, механизмы ее регулирования, основные факторы, влияющие на динамику мирового движения товаров, услуг и интеллектуальной собственности. При этом авторы делают особый акцент на то, чтобы студенты не только освоили конкретные статические ситуации и фактический материал во всей его обширности и полноте, но и выработали навыки и способности к самостоятельному анализу, изучению и исследованию предмета.

Учебник отвечает требованиям государственного образовательного стандарта по дисциплине "Современная международная торговля". В процессе изучения курса, студент должен овладеть определенным знаниями, навыками и умением в рамках общекультурных и профессиональных компетенций, которые включают следующие элементы:

– соответствующую культуру мышления, способности студента к обобщениям и анализу; постановку проблемы (цели) и выбор способов ее решения; способность понимать значение информации, уметь ее использовать; умение анализировать сложные исторические, общественно-экономические и культурные явления и процессы в мировом развитии, прогнозировать развитие внешней и международной торговли (в том числе ее субъектов, страны и компании);

– умение использовать национальные и международные правила, регулирующие разные сферы внешней торговли России и международной торговли; логически и аргументировано излагать доводы и контрдоводы в докладах и дискуссиях;

– способность собирать и анализировать исходные показатели, необходимые для решения поставленной цели; знание основ теорий международной торговли.

Чтобы овладеть этими компетенциями, студент обязан реализовать их в знании, умении и владении. В результате изучения дисциплины "Международная торговля" студент должен;

знать

• общественно значимые проблемы мирового и национального экономического развития; основы международной торговли; принятые в международной практике статистические показатели, отражающие динамику международной торговли и основные модели, используемые в области международной торговли и международных торговых расчетов;

• основные нормы правового регулирования внешней торговли стран, в том числе введенные в действие в рамках ВТО;

• основные факты и события в развитии международных торгово-экономических связей за последние десятилетия;

• методы анализа и прогнозирования развития международной торговли, внешней торговли отдельных стран;

уметь

• осуществлять поиск информации и анализировать данные в области международной торговли на макро- и микроуровне; использовать источники торгово-экономической и политической информации для анализа ситуации в международной торговле;

• выделять главные факторы, влияющие на сферу внешней торговли стран и международную торговлю в целом;

• применять стандартные методики для построения теоретических и эконометрических моделей разного уровня в международной торговле;

• критически оценивать данные разных международных организаций о международной торговле, в которых часто приводятся противоречивые показатели, выявлять причины расхождений;

владеть

навыками анализа крупных общественно-экономических проблем, способностями к постановке целей и выбору средств их достижения;

• современными информационными, статистическими и иными методами сбора, обработки и анализа социально- экономических показателей и данных по страновой и международной торговле;

• способностями и умением осуществлять сравнительный анализ динамики мировой торговли за определенный временной лаг; выделять тенденции развития и разрабатывать прогнозы;

• навыками использования различных международных регулятивных правил в области международной торговли;

• методами и приемами анализа торгово-экономических процессов на базе используемых в международной практике приемов, моделей и формул;

• навыками использования современных технических и информационно-технологических средств при решении задач международной торговли, внешней торговли России (том числе с позиций Таможенного кодекса трех стран СНГ и в условиях членства России в ВТО).

В работе над учебником авторский коллектив стремился сочетать необходимый научный уровень и логичное, рациональное и простое изложение раскрываемой темы. При этом конкретный практический и статистический материал сопровождается теоретическим анализом, выводами, обобщениями, а также контрольными вопросами для самопроверки усвоения студентами материала. Он может быть органично использован в учебном процессе с применением современных аудиовизуальных и иных инструментов. Особое внимание уделено использованию множества источников: высказываниям и концепциям авторитетных аналитиков- экономистов; статистическим данным международных организаций (ЮНКТАД, ЮНИДРУА), ВТО, МВФ, Всемирный Банк, Евростат), национальным статистическим докладам и годовым сборникам, а также периодической литературе. Одновременно, соблюдая стандарты, установленные министерством, авторы учебника считали полезным применять разнообразные приемы для закрепления учебного материала (постановка вопросов, контрольные задания и т.д.).

Авторский коллектив выражает особую благодарность сотрудникам лаборатории Динамики мировой экономики при кафедре мировой экономики О. А. Тюриной и Е. В. Золотовой.