Предисловие

Предлагаемый читателям курс макроэкономики подготовлен коллективом преподавателей кафедры экономической теории Государственного университета - Высшей школы экономики (НИУ-ВШЭ). Он предназначен прежде всего для студентов и преподавателей неэкономических факультетов вузов, но может быть использован и на первом курсе экономических факультетов. ОГЛАВЛЕНИЕ учебника отражает многолетний опыт преподавания курсов экономической теории и макроэкономики как на экономическом, так и на других факультетах НИУ-ВШЭ.

Макроэкономика является самостоятельной дисциплиной или составной частью курса "Экономическая теория" ("Экономики") в зависимости от направления подготовки бакалавров и, соответственно, входит в базовую (общепрофессиональную) часть профессионального цикла или базовую часть гуманитарного, социального и экономического циклов Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения для бакалавров.

В совокупности с другими дисциплинами базовой части профессионального и гуманитарного циклов ФГОС ВПО макроэкономика обеспечивает инструментарий формирования общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра.

При изучении дисциплины "Макроэкономика" студент должен:

знать

o закономерности функционирования современной экономики на макроуровне;

o основные понятия, категории и инструменты экономической теории;

o направления экономической политики государства;

o основные макроэкономические показатели и принципы их расчета;

уметь

o анализировать во взаимосвязи экономические явления и процессы на макроуровне;

o выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций,

o предлагать способы их решения с учетом возможных социально-экономических последствий;

o осуществлять поиск информации, сбор и анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;

o рассчитывать макроэкономические показатели;

o анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях;

o представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора;

владеть

o методологией экономического исследования;

o современными методами сбора и анализа экономических и социальных данных;

o методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических моделей;

o современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на макроуровне;

o навыками самостоятельной работы.

Материал учебника дает возможность получить целостное представление о принципах функционирования экономики, основных направлениях экономической политики государства. В курсе представлены основные макроэкономические концепции и модели, позволяющие учащимся овладеть аналитическим аппаратом и инструментарием исследования современных экономических проблем, приобрести навыки решения количественных и качественных задач. Макроэкономика - относительно молодая наука, в ней постоянно появляются новые подходы, формируются новые концепции, отвечающие потребностям современной теории и практики. Однако ограниченное время изучения этой дисциплины на неэкономических факультетах вузов не позволяет погрузиться в многочисленные споры и оценить аргументы и выводы сторонников разных подходов. Поэтому в предлагаемом учебнике будут рассмотрены наиболее распространенные концепции, общепризнанные подходы и модели.

Специфика аудитории (неэкономические специальности вузов) обусловила значительную прикладную составляющую учебника, а также отсутствие сложных моделей (достаточно знания школьной программы по математике), доступность и простоту подачи материала. В то же время авторы исходили из того, что данный учебник должен помочь понять общую картину экономической жизни, сформировать навыки "экономического образа мышления", что является необходимым элементом современной культуры.

При подготовке учебника авторы исходили из того факта, что в настоящее время в вузах на курс экономической теории, и тем более макроэкономики, отводится незначительное количество часов. Поэтому некоторые темы, рассмотренные в данном учебнике, могут оказаться за рамками читаемого курса. Тем не менее они могут быть полезны для самостоятельной работы студентов. Например, главу 7 "Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS-LM" можно опустить в коротком курсе экономической теории. В то же время все, кто серьезно интересуется макроэкономической теорией, могут изучить ее самостоятельно и при необходимости проконсультироваться с преподавателем. В других главах могут быть оставлены для самостоятельного изучения модельные части. Представляется, что преподаватели смогут определить тот объем материала учебника, который необходим для полноценного освоения студентами курса с учетом количества отведенных на него часов и специфики факультетов.

Специфика аудитории, для которой предназначен учебник, обусловила некоторые особенности изложения материала, которые, как представляется авторам, помогут более глубокому усвоению курса. В отличие от аналогичных изданий в данном учебнике наиболее подробными и объемными являются две первых главы. В них рассматриваются основные экономические агенты и рынки, вводятся базовые макроэкономические понятия, такие как валовой внутренний продукт, экономический рост, инфляция, безработица, валютный курс и другие, знание которых необходимо для дальнейшего изучения материала. На модели кругооборота доходов и расходов показаны условия нормального функционирования экономики и одновременно указаны "проблемные точки", где возможно возникновение критических ситуаций, нарушающих ход экономических процессов. В последующих главах эти условия и проблемы рассматриваются более подробно.

Во второй главе показаны способы количественной оценки важнейших экономических процессов, правильной интерпретации динамики основных макроэкономических показателей на основе данных официальной статистики и методы их наглядного представления в виде графиков, диаграмм и т.д. Макроэкономика - наука, которая оперирует статистическими данными. Поэтому умение находить нужный статистический материал, анализировать его и делать выводы - неотъемлемая часть макроэкономического анализа и важнейшая составляющая общей экономической культуры студентов, независимо от выбранной ими специальности.

Таким образом, в двух первых главах в той или иной степени затрагиваются все основные вопросы, рассматриваемые в этом учебнике, а их основательная проработка существенно облегчит и ускорит освоение материала курса. Именно поэтому эти главы следует рассматривать как основу для дальнейшей работы с книгой.

Последовательность изложения тем курса не является жестко заданной. В этом плане современные учебники по макроэкономике отличаются большим разнообразием, обусловленным авторской приверженностью той или иной научной школе и пониманием того, в какой последовательности излагаемый материал будет лучше усваиваться аудиторией. Структура предлагаемого учебника допускает различные варианты изложения материала курса. Так, например, проблемы экономического роста, безработицы, инфляции могут излагаться в начале курса, до теории экономических колебаний, сразу после первой и второй глав.

Каждая глава книги предваряется несколькими краткими подразделами. Вначале идут "Задачи главы", где обозначаются вопросы, рассматриваемые в данной теме. Затем следуют "Ключевые термины и понятия" - перечень терминов, которым дается определение (объяснение) в данной главе. В "Прологе" кратко представлена тема главы, ее актуальность и связь с другими разделами книги.

В конце каждой главы в "Эпилоге" даны основные выводы. Для проверки полученных знаний и дальнейшего самостоятельного изучения темы после "Эпилога" представлены "Контрольные вопросы и задания", их количество варьируется в зависимости от сложности темы. Завершается каждая глава литературой, в которую включены основные источники для более полного ознакомления с темой.

Теоретический материал учебника иллюстрируется интересными примерами из практики, историческими ссылками. Они расположены во вставках, имеющих соответствующие названия в зависимости от их назначения: "Вопросы практики", "Исторический экскурс", "Экономическая политика". Отдельные теоретические вопросы, выходящие за рамки основного курса, а также математические комментарии изложены во вставках "Вопросы теории" и "Приложения" в конце глав. При необходимости обращения к читателям по ходу текста в главах даются вставки "Размышляем самостоятельно".

Надеемся, что данный учебник будет полезен студентам и преподавателям вузов, а также всем, кто интересуется современными проблемами макроэкономики и экономической политики.