Предисловие

Каждая эпоха в истории развития культуры подсказывает свою организацию материала, свои акценты. Трудность эпохи Возрождения в том, что она подсказывает сразу слишком многое: разнонаправленное, едва ли не взаимоисключающее.

Привычный для современного исторического сознания счет на эпохи пошел именно с Возрождения. Эта первая подсказка к тому, чтобы дать картину эпохи цельно, к чему побуждает и тот факт, что именно в это время необычайно интенсивными становятся связи между отдельными культурами, начинает создаваться единое если не мировое, то по крайней мере европейское пространство. Однако одновременно с этим рушится прежнее единство католического мира, а на его месте идет напряженный процесс создания национальных культур.

Что же в таком случае стоит предпочесть? Возможность показать Возрождение как процесс – с забеганием вперед или с отставанием, но охвативший всю Европу, или же, напротив, построить книгу по главам, представляющим отдельные страны?

Этим проблемы не исчерпываются, поскольку эпоха Возрождения – время создания новой системы жанров, действенной вплоть до настоящего момента, и это время решительного изменения самих принципов жанрового мышления, когда власть традиции слабеет, а авторская воля (хотя и не обернувшаяся еще индивидуальным своеволием) творит художественный мир небывалых форм. Что же предпочесть: выстроить материал по жанровому принципу или пойти от одного великого имени к другому?

Вероятно, ни один принцип организации не может быть предпочтен в ущерб другим. Чем приходится жертвовать, так это необходимостью унифицировать расположение материала, с начала и до конца подчинить его какому-то одному композиционному закону. Композиция меняется по мере изменения того, о чем идет речь.

Структура учебника такова. Первая его часть представляет собой теоретическую историю эпохи, данную па материале основных европейских литератур.

В главе 1 предложены теоретические предпосылки к разговору об эпохе – " Современный взгляд на эпоху Возрождения". За последние десятилетия этот взгляд претерпел большие изменения: все чаще раздаются упреки эпохе, породившей высокие идеалы гуманизма и социальной утопии, поскольку в XX в. попытки осуществить утопию привели к трагическим – антиутопическим – последствиям. Понять Возрождение – означает для нас сегодня понять самих себя и то, что с нами происходит. Следствием такого понимания стало то, что на путях нового решения ренессансных проблем рождаются новые культурологические и филологические идеи, проходят проверку традиционные научные практики.

Эпоха Возрождения и ее основные деятели продолжают оставаться в центре научного внимания. Помимо монографических работ и исследований по отдельным проблемам появляются и фундаментальные труды. К ним, безусловно, относится энциклопедия "Культура Возрождения" (Т. 1 – 2007; Т. 2 в 2 кн. – 2011). В новейшей "Истории литературы Италии" эпохе Возрождения посвящен второй том (книга первая "Век гуманизма" – 2007; книга вторая "Чинквеченто" – 2010; отв. ред. М. Л. Андреев).

Глава 2 "Возрождение: культурные факторы эпохи" является вводной. В ней рассказывается о том, что послужило формирующими Возрождение историческими и культурными причинами, и о той разнице исследовательских мнений, которая на этот счет существует. Обсуждаются место и значение Возрождения в ряду других эпох.

Раздел I "Раннее Возрождение в Италии и гуманизм" повествует о том, как Ренессанс начался, и о том, какой путь прошла его мысль. Но если литературные явления, рассмотренные в данном разделе, относятся лишь к XIV в. (поэзия Ф. Петрарки и новеллистика Дж. Боккаччо), то движение гуманистической мысли берется на всем ее протяжении, вплоть до конца XVI в. Заключительная глава раздела – "Три века итальянского гуманизма" предлагает очерк эволюции гуманистической мысли в Италии как предсказание того, что произойдет с прекрасной утопией в ходе ее приложения к исторической реальности.

Раздел II "Возрождение в Европе: становление эпохи" повествует о том, как новые культурные веяния распространяются к северу от Альп и встречаются с различными культурными ситуациями во Франции, Англии, в Северной Европе, где преломляются новые идеи. Возрождение становится событием общеевропейским, что отнюдь не предполагает буквального следования итальянскому образцу. Так, гуманистической утопии властно противостоит рыцарская идея, во взаимодействии с которой и возникнут впоследствии важнейшие литературные свершения, прежде всего роман. Итальянское влияние осложняется и затрудняется событиями Реформации.

Раздел III "Жанры ренессансной литературы" подводит итог тому, к каким собственно литературным последствиям приводит изначальное увлечение античностью и в какой системе художественного сознания выражает себя. Начальная глава раздела – "Итальянская литература" вновь возвращает нас на родину Возрождения, которое теперь уже прошло здесь свой ранний период развития и обрело зрелость Высокого Возрождения. В этот момент лидерство все еще принадлежит Италии, но она уже готова уступить его, так и не сумев, в отличие от ряда европейских стран, преодолеть кризис своей исторической раздробленности. Другие культуры, начав с подражания Италии (как сама она вступила в эпоху Возрождения, подражая античности), не тяготятся ее опытом, но свободно его используют, творя поэзию иа национальных языках. Это и становится предметом анализа во второй главе данного раздела – "Петраркизм и судьбы европейской поэзии".

Раздел IV "От рыцарской поэмы к роману Нового времени" продолжает жанровый разговор в пространстве основной формы – романа. В процессе игры с материалом старого эпоса и его прямого пародирования или перепроверки гуманистическими идеями рождается сначала итальянская поэма, а затем и великая книга Ф. Рабле. Движение от нее к "Дон Кихоту" Сервантеса совершается в следующем разделе учебника.

Раздел V "Эпоха трагического гуманизма" – здесь на первый план выходит задача окончательной периодизации всей эпохи, которая близится к своему завершению. Это позднее Возрождение, в отношении которого и использовано понятие "трагический гуманизм". Построение данного раздела не отступает от уже намеченного жанрового принципа, ибо представляет в своих главах обновленную жанровую систему, взятую в таких ее крайних точках, как роман, героическая поэма (Т. Тассо) и эссе (М. Монтень). Однако, пожалуй, главное в этом разделе – преломление художественного мышления в системе индивидуального творчества Мигеля де Сервантеса, что еще более отчетливо будет выражено в заключительной главе, завершающей теоретическую часть книги.

В ее названии – одно имя: Уильям Шекспир. Глава носит монографический характер, но, по сути, имеет гораздо более широкое значение, поскольку представляет эпоху в ее высшем художественном деянии. Именно Шекспир позволяет показать, как с вершины Ренессанса видится весь путь, пройденный личностью, осознавшей свое достоинство, вырвавшейся из мира "нераспыленного бытия" (Μ. М. Бахтин) и, вырвавшись, пережившей как трагедию повое состояние своей обособленной отчужденности от мира.

Такова структура теоретической части учебника. На всем ее протяжении была сделана попытка максимально сохранить ощущение возникающих внутри эпохи связей, перекличек, аналогий и споров, дабы помочь почувствовать общность движения, одновременность событий и их генетическую взаимозависимость.

Точно так же как композиционное построение книги не было безоговорочно подчинено какому-то одному принципу, варьировалось и методическое освещение материала. Предложено несколько типов заданий. Самый обобщенный из них – темы возможных докладов для самостоятельной работы. Более конкретный – вопросы к тексту главы или "Круг понятий" – подытоживающее действие, призывающее еще раз мысленно обозреть пройденное, прочертить в нем основные линии. Иногда эти задания используются в комбинации, иногда они отсутствуют вовсе, ибо не хотелось превратить их в нечто обязательное и навязчивое, в то время как они задуманы лишь в качестве иллюстрации возможных путей подхода и творческого осмысления.

По сути, этой же цели служат "Материалы и документы": они или предлагают различные точки зрения (в том числе и не совпадающие с изложенной в учебнике), или снабжают данными для самостоятельного решения проблемы. В то же время приводимые выдержки из критических работ ни в коей мере не заменяют знакомства с основными исследовательскими концепциями и монографиями, посвященными эпохе Возрождения. Публикуемые в рубрике материалы и документы следует рассматривать как приглашение к продолжению знакомства, которое ими лишь начато.

В первой части учебника предпочтение отдано не строгим определениям и проведению жестких разделительных границ, а установлению культурного контекста: развитию жанров и взаимодействию идей. Термины и факты выносятся в "Круг понятий", приглашая еще раз обдумать их и попытаться самостоятельно восстановить логику их связи. Определения нередко приводятся из существующих исследовательских работ, например определение маньеризма, тогда как в самом учебнике больше внимания уделяется конкретике: разговору о текстах и жанрах, послуживших поводом для той или иной позднейшей терминологической интерпретации. Иными словами, вместо подробного обсуждения литературоведческих терминов предложены характеристики тех явлений, которые в этих терминах пытаются осмыслять. В то же время ключевые идеи, образы, формы рассматриваются достаточно подробно, намечается их биография (Возрождение, рыцарская идея, утопия, сонет, роман). Параллельно творчеству прослежен характерный для Возрождения процесс его критической рефлексии в жанре поэтики.

Практикум – практическая часть учебника – включает 10 тем для семинарских занятий по курсу литературы европейского Возрождения. Каждый семинар, помимо предложенных для исследования проблем и методических рекомендаций, содержит материалы, представляющие собой выдержки из классических и новых работ по культуре Ренессанса, документальные свидетельства, отрывки текстов. Отбор материалов определяется в зависимости от темы и характера ее обсуждения. В одних случаях предпочтение отдается комментированию понятий, подборке критических мнений, сталкивающихся между собой, противоборствующих или взаимодополняющих. В других случаях акцент перенесен на текст, который сопровождается в разной мере подробными замечаниями по его анализу.

Семинары 1 и 2 посвящены общим проблемам, связанным с возникновением и меняющимся ОГЛАВЛЕНИЕм таких понятий, как "Возрождение" и "гуманизм". Родившиеся в качестве терминов из области истории культуры, эти два понятия тесно связаны с языком и кругом представлений самой эпохи, которую мы называем Ренессансом, но в то же время они отражают точку зрения на нее, возникшую ретроспективно. Изменение понятийного смысла отражает перемену в отношении к самой эпохе Возрождения и ее идеалам, перемену, которая особенно резко обозначилась в последние десятилетия XX в. Для того чтобы точнее скорректировать характер происходящего переосмысления, необходимо посмотреть, каким историческим смыслом были наполнены эти понятия в момент их возникновения, а это заставляет нас перечитать некоторые классические работы второй половины XIX в. Концептуальные вопросы, первоначально заложенные в понятия "Возрождение" и "гуманизм", действенно присутствуют и так или иначе направляют ход всего последующего обсуждения.

Семинары 3 и 4 основываются в первую очередь на культуре той страны, где начиналась эпоха Возрождения, – Италии. На материале ее литературы будут рассмотрены жанры раннего Возрождения – сонет и новелла. На примере этих жанров ренессансной литературы необходимо продемонстрировать их культурную содержательность: связь с рождением нового человека, определяющего свое место в мире земных и небесных ценностей. Одна из традиций, заложенных основоположниками концепции Ренессанса, состоит в неразрывном рассмотрении ее культурного облика. Слова "Возрождение" и "культура" были поставлены рядом уже в названии книги Якоба Буркхардта (I860), положившей начало ренессансным исследованиям и поставившей многие ключевые проблемы.

Семинар 5 начинает разговор о Ренессансе как об общеевропейском событии. Одновременно это разговор об эволюции жанровой системы. Петраркизм завершает анализ системы жанров раннего Возрождения в его европейской традиции, идущей от Петрарки, воспринимающей его влияние и противостоящей ему. Наиболее подробно судьба петраркизма будет представлена в ее английском варианте, завершением которого явился сборник шекспировских сонетов.

Тема семинара 6 – роман в его пародийном противостоянии старому эпосу. Самим фактом своего появления роман принципиально изменил жанровую систему, определяя законы жанрового мышления для последующей литературы.

По мере того как новые идеи овладевали умами людей, живших к северу от Альп, и там появлялись первые гуманисты, эти деятели новой культуры были увидены глазами народного сознания – заинтересованно, опасливо и нередко предубежденно. Темой семинара 7 стала немецкая народная книга о докторе Фаусте, возникшая в пространстве между гуманистической образованностью и народной верой. Образ Фауста открывает галерею архетипических образов новой культуры и Нового времени. За ним последуют Гамлет и Дон Кихот, король Лир и Дон Жуан. К ним можно отнести и героев первого романа Нового времени – "Гаргантюа и Пантагрюэль" Франсуа Рабле.

Творчеству Шекспира в плане семинарских занятий (и в согласии с программой) отведено наибольшее место. На семинаре 8 предлагается обсудить то воздействие, которое сонетное слово оказало на формирование жанра трагедии ("Ромео и Джульетта"), на семинаре 9 – эволюцию политической проблематики от ранней хроники ("Ричард III") до одной из великих трагедий ("Макбет"). Темой семинара 10 будет трагедия "Гамлет", представляющая трудное рождение нового человека. Он выпадает из мира прежней морали и в трудной борьбе обретает (чтобы отстоять его!) новое представление о своем месте в кругу традиционно главных для человека отношений и проблем.

Таким образом, в результате освоения курса "История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения" обучающийся должен:

знать

основные культурные факторы эпохи;

– понятия, ключевые для эпохальной природы Возрождения в отношении к античности;

– жанры, в которых рождалась литература Нового времени;

– творчество ренессансных классиков и их произведения, входящие в канон мировой литературы;

– архетипические модели и образы, определившие культурные практики последующих эпох;

уметь

оперировать кругом основных понятий, связанных с ренессансной культурой;

– подвергать аналитическому рассмотрению различные точки зрения на характер и природу эпохи Возрождения и ее отдельных явлений;

– читать тексты в переводе, сопоставляя с оригиналом изучаемых языков;

– оценивать рождение нового человека в культурной перспективе и с точки зрения реалий современности;

– включаться в обсуждение исторической роли таких понятий, как "утопизм" и "гуманизм", восходящих к эпохе Возрождения;

– интерпретировать архетипы ренессансной культуры и понимать их моделирующее значение;

владеть

– навыками исторического чтения классических текстов в контексте их времени и в исторической перспективе;

– исторической оценкой той культурной парадигмы, которая была задана эпохой Возрождения;

– приемами культурной компаративистики, позволяющей понять рождение национальных литератур в контексте всемирности.