Предисловие

Второй том учебника "История социологии" включает разделы "Современный этап" и "История социологии в России", а также "Практикум".

Автор продолжает изложение истории мировой социологии по следующим срезам: 1) история в лицах (персоналии); 2) характеристика соответствующих им исторических эпох; 3) описание основных научных школ в социологии (немецкая, французская школы, франкфуртская и чикагская школы); 4) главные социологические парадигмы и перспективы (сциентистская и гуманистическая, структурный функционализм, символический интеракционизм, этнометодология и т.д.); 5) история эмпирических исследований и теоретической мысли (решение социальных проблем) в России.

Учебник подготовлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования четвертого поколения и методическими требованиями, предъявляемыми к учебным изданиям. Методический комплекс включает контрольные вопросы и вопросы аналитического характера, практические задания по текстам изучаемых работ, которые разбросаны по всем главам книги, а также, наряду с тестами, собраны в конце учебника в разделе "Практикум". Тесты двух видов: 1) простые с дихотомическими ответами "да" (если вы считаете данное утверждение верным) и "нет" (если вы считаете данное утверждение неверным); 2) сложные с несколькими альтернативными ответами (что надо выбрать, указано в формулировке вопроса). Блок практических заданий на этот раз автор решил разнообразить и сделать иллюстрированным – так студенту будет легче усвоить и запомнить материал.

Изучив материал учебника, студент будет:

знать

• законы и принципы построения научного знания – фундаментального, эмпирического и прикладного;

• исторические этапы и особенности развития социологического знания в разных странах;

• сущность и основные положения социологических учений главных исторических персоналий;

• основные тексты и произведения, составляющие теоретический корпус знаний в истории социологии;

• различие между социологическим знанием в разные исторические периоды и в разных странах;

• основные понятия и категории, характеризующие теоретические взгляды ведущих социологов или научные школы;

• логику взаимосвязи этих категорий и понятий в рамках данного социологического учения или научной школы;

• исторические, социально-экономические и личностные причины появления данного социологического учения;

• общую схему построения данного социологического учения как единую картину мира;

уметь

• различать приемы научного и обыденного познания;

• определять специфику ведущего социологического учения, его отличие от других учений или концепций;

• разграничивать понятия отрасли социологии, научной школы, социологической перспективы и парадигмы;

• характеризовать методологию, на которой строится ведущее социологическое учение и формируются взгляды исторической персоналии;

• отличать социальные и философские компоненты социологического учения;

• сравнивать между собой ведущие социологические учения и научные школы по теоретико-методологическим параметрам;

• различать фундаментальные, эмпирические и прикладные исследования;

• проводить логический анализ основных понятий и категорий, характеризующих данное социологическое учение или научную школу;

• различать принципы и картину мира в сциентистской и гуманистической перспективах в социологии;

• применять идеи классиков мировой социологии к анализу текущей реальности в социальном, политическом, экономическом и культурном контекстах;

• читать классические социологические тексты и самостоятельно разбираться в них;

владеть

• интеллектуальным мастерством социолога-поисковика и социолога-историка;

• эффективными приемами развития у себя навыков социологического воображения и правильного социологического мышления;

• приемами теоретико-методологического обоснования идей, изложенных в ведущих социологических учениях и в научных школах;

• навыками эффективного анализа текста сочинений, составляющих ядро научных знаний по истории социологии;

• умением па практике применять усвоенные из курса истории социологии знания и идеи к анализу эмпирической реальности;

• мастерством критического подхода к любым социологическим учениям прошлого и настоящего, формирования собственной позиции;

• навыками научного спора, диалога и дискурса по темам истории социологии;

• процедурами проведения кейс-стади и практической иллюстрации базовых идей того или иного социологического учения или научной школы;

• общими принципами и системным подходом к рассмотрению истории социологии в целом;

• культурой написания научного отчета, решения практических заданий и тестов по курсу истории социологии.