Предисловие

Название этого учебника – "История социологии" – говорит о том, что мы будем изучать великих мыслителей, главные школы и парадигмы мировой социологии, последовательность возникновения теоретических идей и эмпирических исследований.

Подразумевавшийся к нему подзаголовок "О тех, кто и сейчас живее всех живых" показывает, как мы будем это все рассматривать: выделяя в прошлом то и тех, кто и что актуально и сегодня. Что повлияло па становление человеческого общества и культуры. Что учит современников лучше понимать тот мир, в котором они живут.

Каждая наука имеет свою историю, знание которой необходимо для всех, кто приступает к ее изучению. История показывает движение мысли, ее достижения и ошибки, дискуссии по принципиальным вопросам, в которых рождались новые идеи, становление научных школ и методологических парадигм.

Чем стремительнее социология поспевает за изменениями реальности, тем ценнее становится ее прошлый опыт, сумма накопленных знаний. Произведения классиков, творивших 2000, 200 и 20 лет назад, не только не устаревают, но постоянно звучат по-новому. Платон, О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер или К. Маркс сегодня не менее востребованы и читаемы, чем Т. Парсонс, П. Сорокин, П. Бурдье или И. Валлерстайн. Иными словами, продвижение в будущее актуализирует прошлое – такова черта фундаментальной науки.

Знакомство с историей науки – весьма выигрышный способ приобщиться к общемировым ценностям, избавиться от дилетантизма и постоянного стремления изобретать то, что давно известно. Выигрышным оно является потому, что в историческом очерке раскрывается эволюция социальной мысли, кратко излагаются воззрения М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, других классиков социологии, с которыми, не будь такого очерка, студенту пришлось бы знакомиться по оригиналам. Читать авторские произведения в рамках университетского курса социологии не всегда удается, но знать ее основные идеи, научные школы и этапы становления необходимо.

История плоха тогда, когда она, подобно мемориальному комплексу, требует почитания и стояния в почетном карауле. История учит современности и подготавливает будущее. Из каждой персоналии по истории социологии надо извлечь максимум полезного для объяснения современных социальных или политических проблем. Для чего 17-летним нужен Платон или Конт, Парсонс или Вебер? Для того чтобы получить отметку в зачетку? Надолго ли студент запомнит их идеи, если они не затронули его душу и ум?

Теория – это сконцетрированные в сжатые формулы тысячи и миллионы эмпирических фактов. Теория аккумулирует опыт, классифицирует и систематизирует его, проверяет на истинность, сохраняет самое ценное в нем. В результате одна теория может быть ценнее и мощнее многих эмпирических исследований. Хотя есть и обратные примеры, когда одно удачное исследование стимулирует появление нескольких теоретических концепций.

История социологии – науки, где в гармонии уживаются факты и теории, – должна включать то и другое: фундаментальные концепции, выдающиеся эмпирические открытия, самые значимые проблемы общества, колорит исторической эпохи, краткие биографии персоналий, занимательные факты и поучительные высказывания.

Каждое новое поколение учащихся заново открывает для себя мировую классику. И открывает те же самые персоналии совсем не так, как их отцы и деды. Каждая историческая эпоха создает новый микроскоп, в который рассматривают и анализируют социологическую классику. В 1930-е гг. Дюркгейма читали одним образом, а в 1970-е или в 2010-е гг. – совсем другим. Мы читаем и перечитываем прошлое по-новому, поскольку оно всегда актуально. Быть может, даже больше, чем будущее.

Прошлое востребовано сегодня как никогда прежде. Сколько ссылок на имя О. Конта или Э. Дюркгейма было при их жизни? Единицы! А сколько ссылаются на них сейчас, в эпоху Интернета и нанотехнологий? Десятки миллионов! Поразительно, как движется историческое время: то, что ушло, ушло не в прошлое, а в будущее. Здравствуйте, наши великие предки! Мы открываем вас для себя.

Учебник для бакалавров имеет свою специфику, отличающую его от других, более продвинутых, уровней образования.

Для чего нужен учебник по истории социологии для бакалавров? Какой истории он должен учить молодое поколение? Если книга превратится в справочное издание с персоналиями, датами рождения и смерти ученых, перечислением их сочинений и краткой характеристикой (а может быть и весьма пространной) их идей, то чем она будет отличаться от той информации, которую каждый студент может спокойно найти в Интернете? Причем, найдет больше, чем в учебнике.

Учебник необходим как наставник жизни, поводырь в бесконечном и крайне неорганизованном море информации. От Интернета он отличается тем, что дает целостную картину мира по этому предмету. В нем логически последовательно, ясно и увлекательно рассказано о весьма сложных и непонятных не социологу идеях.

Только тогда история социологии станет эффективным инструментом познания своего собственного общества, узурпации власти, отчуждения народа, социальной поляризации и много другого. История только тогда и нужна, когда она – не опись старых архивов, а мост в будущее.

Действительно, бакалавр, т.е. вчерашний школьник, учась на социологическом, физическом или историческом факультете, в равной мере не знаком с историей социологии – науки об обществе, в котором он живет. Стало быть, разговор с ним должен быть задушевным и доверительным, как наставника с учеником, врача с пациентом, матери с ребенком или отца с сыном. Все сложное расшифровывать, обходить непонятные места, оставлять главное и убирать второстепенное.

Перед автором, спешащим написать такой учебник, всегда стоит соблазн поблистать своей эрудицией, поделиться с читателем всем, что ему самому интересно. И не замечает он, бедолага, как заигрывается в науку, переходит грань дозволенного. Учебник – не монография, он пишется для других, а не для себя. Главное – удовлетворить потребности читателя, в данном случае студента. И лишь во вторую очередь преподавателей. Преподаватель – человек многомудрый, эрудированный, опытный. При подготовке своего курса по истории социологии он не одну монографию и научную статью одолел. Ему не терпится поделиться своими знаниями с молодежью. А молодежь? Она штурмует конспекты, роется в Интернете и скачивает те учебники, которые за деньги можно купить в магазине. А здесь бесплатно. Для подготовки к семинару все читать не надо, можно ограничиться одной-двумя статьями, а то и готовый реферат скачать. Мученья начинаются в сессию, когда за несколько дней надо одолеть всю науку. Наутро идти на экзамен, а в голове у тебя чехарда. Вот тут-то читатель и вспомнит об умном учебнике, где все разложено по полочкам, объяснено доходчиво и с интересными фактами. Если не хватает его – лезь в Интернет за дополнительной пищей для ума. Но не путай основное блюдо с десертом!

Историю мировой социологии автор подразделяет и описывает по следующим срезам: 1) история в лицах (персоналии); 2) характеристика соответствующих им исторических эпох; 3) описание основных научных школ в социологии (немецкая и французская школы, франкфуртская и чикагская школы); 4) главные социологические парадигмы и перспективы (сциентистская и гуманистическая, структурный функционализм, символический интеракционизм, этнометодология и т.д.); 5) история эмпирических исследований и теоретической мысли (решение социальных проблем) в России.

Учебник подготовлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования четвертого поколения и методическим требованиям, предъявляемым к учебным изданиям. Методический комплекс включает контрольные вопросы и вопросы аналитического характера, практические задания по текстам изучаемых работ, которые разбросаны по всем главам книги, а также, наряду с тестами, собраны в конце учебника – в разделе практических заданий. Тесты двух видов: 1) простые с дихотомическими ответами "да" (если вы считаете данное утверждение верным) и "нет" (если вы считаете данное утверждение неверным); 2) сложные с несколькими альтернативными ответами (что надо выбрать, указано в формулировке вопроса). Блок практических заданий на этот раз автор решил разнообразить и сделать иллюстрированным – так материал лучше усваивается и запоминается.

И помните: история социологии – не склад забытых вещей. Это книга для нас, написанная нашими предками. И мы вычитываем в ней те уроки, которые нам больше всего подходят.

Настоящая книга продолжает серию авторских учебников для бакалавров, издаваемых издательством "Юрайт". С кратким курсом истории социологии читатель может ознакомиться в следующем издании: Кравченко, А. И. Социология: учебник для бакалавров / А. И. Кравченко. – 2-е изд., испр, и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012. Более подробно об истории мировой социологии читатель сможет узнать из учебников и монографий А. И. Кравченко, перечисленных в списке литературы этого учебника.

Изучив материал учебника, студент должен:

знать

• законы и принципы построения научного знания – фундаментального, эмпирического и прикладного;

• исторические этапы и особенности развития социологического знания в разных странах;

• сущность и основные положения социологических учений главных исторических персоналий;

• основные тексты и произведения, составляющие теоретический корпус знаний в истории социологии;

• различие между социологическим знанием в разные исторические периоды и в разных странах;

• основные понятия и категории, характеризующие теоретические взгляды ведущих социологов или научные школы;

• логику взаимосвязи этих категорий и понятий в рамках данного социологического учения или научной школы;

• исторические, социально-экономические и личностные причины появления данного социологического учения;

• общую схему построения данного социологического учения как единую картину мира;

уметь

• различать приемы научного и обыденного познания;

• определять специфику ведущего социологического учения, его отличие от других учений или концепций;

• разграничивать понятия отрасли социологии, научной школы, социологической перспективы и парадигмы;

• характеризовать методологию, на которой строится ведущее социологическое учение и формируются взгляды исторической персоналии;

• отличать социальные и философские компоненты социологического учения;

• сравнивать между собой ведущие социологические учения и научные школы по теоретико-методологическим параметрам;

• различать фундаментальные, эмпирические и прикладные исследования;

• проводить логический анализ основных понятий и категорий, характеризующих данное социологическое учение или научную школу;

• различать принципы и картину мира в сциентистской и гуманистической перспективах в социологии;

• применять идеи классиков мировой социологии к анализу текущей реальности в социальном, политическом, экономическом и культурном контекстах;

• читать классические социологические тексты и самостоятельно разбираться в них;

владеть

• интеллектуальным мастерством социолога-поисковика и социолога-историка;

• эффективными приемами развития у себя навыков социологического воображения и правильного социологического мышления;

• приемами теоретико-методологического обоснования идей, изложенных в ведущих социологических учениях и в научных школах;

• навыками эффективного анализа текста сочинений, составляющих ядро научных знаний по истории социологии;

• умением на практике применять усвоенные из курса истории социологии знания и идеи к анализу эмпирической реальности;

• мастерством критического подхода к любым социологическим учениям прошлого и настоящего, формирования собственной позиции;

• навыками научного спора, диалога и дискурса по темам истории социологии;

• процедурами проведения кейс-стади и практической иллюстрации базовых идей того или иного социологического учения или научной школы;

• общими принципами и системным подходом к рассмотрению истории социологии в целом;

• культурой написания научного отчета, решения практических заданий и тестов но курсу истории социологии.