Предисловие

В курсе Истории Отечества наиболее сложным этапом является период, охватывающий XX в. и начало нынешнего XXI столетия. Сложен он и с точки зрения насыщенности фактическими данными, и с точки зрения их понимания. В течение этого периода Россия пережила несколько революций, войн (в том числе мировых), большое количество самых разнообразных реформ, взлетов и падений, героических и трагических событий. При этом каждая веха развития нашего общества в XX – начале XXI в. представляет сегодня арену ожесточенных научных дискуссий и идеологических баталий. Вышеизложенное говорит о том, что изучение данного периода в вузовском курсе истории является психологически и теоретически трудным, но в то же время важным и увлекательным делом.

В идеале каждому студенту предстоит сформировать собственную позицию по самым острым историческим вопросам, научиться ее отстаивать, а также применять свои знания на практике. А таких вопросов, по которым молодому человеку, студенту, полноправному гражданину Российской Федерации, придется иметь самостоятельную независимую позицию, существует множество.

Применительно к началу XX в. горячо дебатируется вопрос о характере развития страны в последние десятилетия самодержавия. Обсуждаются особенности и причины неудачи монархической модернизации. Что помешало С. Ю. Витте и П. А . Столыпину сделать Россию великой, избежав при этом великих потрясений? В чем люди видят в наши дни предпосылки революций начала XX в.? Ведь за революцией 1905–1907 гг. всего через десятилетие последовала еще более грандиозная революция 1917 г., которая подвела черту под столетиями существования монархии в России и открыла перед ней социалистическую перспективу развития.

Еще более широко в обществе оцениваются события 1920–1930-х гг. Здесь и проблемы становления смешанной экономики в условиях нэпа, и дебаты о природе сталинизма, и разные оценки экономического развития нашей страны в этот период.

Одним из самых обсуждаемых сегодня является период Великой Отечественной войны советского народа с фашистскими агрессорами. Некоторые вопросы, вокруг которых ведется полемика, явно надуманны, носят характер черных мифов. Среди них, к примеру, обвинения пашей страны в подготовке агрессии против Европы, попытка возложить ответственность за развязывание Второй мировой войны на СССР. Такие поползновения инициируются не только на Западе, но и у нас, что особенно прискорбно, так как свидетельствуют о серьезной эрозии нашей национальной исторической памяти – исторической памяти народа-победителя, народа, внесшего самый большой вклад в уничтожение коричневой чумы.

Политика, экономика, социальная сфера, культура – все стороны советской действительности конца 1940-х – начала 1980-х гг. сегодня привлекают внимание и трактуются очень противоречиво. Столь же парадоксальны оценки эпохи перехода от советского периода истории к современному российскому обществу, т.е. годы перестройки и либеральных реформ 90-х гг. XX в.

Конечно, во всех исторических хитросплетениях молодому человеку, еще недостаточно полно знающему жизнь, разобраться непросто. Авторы учебника видят главную задачу в том, чтобы помочь обучающимся в вузах систематизировать знания, полученные на лекционных и практических занятиях по Истории Отечества XX – начала XXI в.; познакомить студентов с альтернативными оценками, существующими в исторической науке; дополнить их знания фактического материала, а также помочь уяснить важнейшие закономерности исторического процесса, определявшие развитие нашего государства в изучаемый период.

Не подменяя конкретных тенденций развития Российской империи – Советского Союза – Российской Федерации в XX – начале XXI в. надуманными схемами в угоду былой и нынешней конъюнктуре, авторы стремятся за многообразием исторических фактов разглядеть реальную картину развития нашего общества.

Именно такой подход способен убедить студенческую аудиторию в том, что никому не дано ни менять прошлого, ни выносить ему тот или иной приговор с позиции современного опыта. Важнее стремиться понять прошлое своей страны, научится извлекать уроки для настоящего. Историческое сознание воспитывает в человеке патриотизм, формирует зрелую гражданскую позицию, что является важным качеством современной гармоничной, успешной личности.

Структура учебника: оглавление, введение, раздел I, включающий дореволюционный период в истории России (1900–1917 гг.); раздел II, освещающий советский период в истории страны (1917–1991 гг.); раздел III, посвященный развитию постсоветской современной России (1991– 2012 гг.); заключение, библиография. В свою очередь, каждый раздел делится на главы и параграфы.

Во введении формулируются цели, задачи, определяется актуальность и раскрывается сложность изучения и преподавания истории России XX – начала XXI в., объясняемые значительной политизацией новейшей истории нашей страны, наличием различных подходов и альтернативных оценок тех или иных событий.

В первом разделе (глава 1, 2) рассматриваются особенности и противоречивость политического и социально-экономического развития страны в 1900–1917 гг., влияние внутренних и внешних факторов на выбор путей развития России, причины и последствия Первой мировой войны, возможность других путей развития России в годы революции 1917 г. и причины победы большевиков.

Во втором разделе (главы 3–11) исследуются проблемы становления и основные этапы развития Советского государства с момента его возникновения в октябре 1917 г. и до распада в 1991 г. Особое внимание уделено анализу различных подходов и оценок как отечественных, так и зарубежных историков тех или иных этапов и событий советской истории, борьбе различных политических сил и взглядов на выбор путей развития страны. Интересным представляется освещение в учебнике проблемы становления и состояния русского зарубежья в 20–30-е гг. XX в. и в годы Великой Отечественной войны.

Важное место занимает освещение темы Великой Отечественной войны и роли СССР в годы Второй мировой войны, борьба с попытками фальсификации истории этого периода.

Излагая факты послевоенных лет в истории СССР, авторы учебника исследуют проблемы руководства страной И. В. Сталиным в этот период, борьбу в политическом руководстве и попытки проведения реформ 50–60-х гг.

XX в., причины нарастания застойных тенденций и кризисных явлений в экономической и общественно-политической жизни страны в 1970–1980-е гг., опыт по их преодолению в перестроечные годы и последствия. Большое внимание авторы учебника уделяют проблемам внешней политики СССР и влиянию международной обстановки на внутриполитические и социально-экономические процессы, происходившие в стране.

В третьем разделе рассматриваются вопросы становления и развития современной российской государственности, проведение либеральных реформ, трудности и противоречия развития страны в условиях перехода к рыночной экономике и интеграции России в мировое сообщество.

В заключении авторы учебника ставят вопрос перед читателем о перспективах развития России в XXI в.

В библиографии приводится список учебной и научной литературы.

В результате изучения учебного материала студент должен:

знать

базовый материал дисциплины "История России (XX – начало XXI в.)";

– ориентироваться в информации по новейшей отечественной истории XX – начата XXI в.;

– иметь представление о движущих силах и закономерностях развития исторического процесса в Российской империи – СССР – Российской Федерации в XX – начале XXI в., месте и роли России в мировом историческом процессе и современном мире;

– понимать значение и видеть место человека – рядовых участников событий и выдающихся исторических деятелей – в новейшей отечественной истории;

– владеть информацией о политическом устройстве Российской империи – СССР – Российской Федерации в XX – начале XXI в.;

– обладать научными представлениями о важнейших событиях и этапах исторического развития нашей страны в XX – начале XXI в.;

уметь

осуществлять анализ полученной информации, включая современные электронные;

– определять пространственные и временны́е рамки исторических процессов и явлений отечественной истории на локальном, общенациональном и глобальном уровнях;

– оперировать исторической и экономической терминологией при изучении сложных динамических экономических систем;

– применять навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики, используя фактический материал по истории в культурно-просветительской, организационно-управленческой деятельности;

владеть

– способностью воспринимать исторические события, явления и процессы во временной характеристике;

– навыками работы с историческими источниками и литературой, научными трудами по новейшей отечественной истории, экономике, социальной сфере, международной политике в пределах изучаемого курса;

– основами системного подхода как одного из важнейших методов исторической науки, историко-политическим анализом как специально-историческим методом современной историографии, структурно-диахроническим методом исторической пауки при анализе тоталитаристских и демократических тенденций развития послевоенного советского общества, теориями перехода от индустриального к постиндустриальному обществу;

– основными приемами математических (количественных) методов исторической науки, логических (анализ, синтез, абстракция и т.д.) и общенаучных (наблюдение, эксперимент, формализация, дедукция, индукция и др.) методов, а также междисциплинарного подхода в историческом исследовании, нетрадиционных методов исторического познания (метод исторического моделирования, историкопсихологический метод и др.);

– ключевыми теоретическими положениями мир- системного подхода к российской истории.