Предисловие

В данном учебнике авторы посчитали своей первейшей задачей помимо систематически изложенных сведений по истории отечественного искусства прежде всего показать его своеобразие, ибо оно сумело в сложнейшем сплаве самых разных художественных стилей и направлений и в сложнейшей политической обстановке создать – воспринимая и ассимилируя творчество иностранных мастеров от грека Феофана и итальянцев, приехавших строить соборы Московского Кремля, до блестящих отечественных мастеров XVIII–XX вв. – обрести и сохранить свое национальное лицо. Предлагаемое издание представляет собой развернутый учебный курс по отечественному искусству от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия, охватывающий, по сути, весь период "истории государства Российского". Он является основным базовым курсом для бакалавров, по предназначен и для магистров, студентов вечерних и заочных отделений вузов. В книге реализован периодизационный подход к анализу исторического развития искусства.

Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования четвертого поколения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать

• принципиальные положения формирования и особенности культурно-исторической среды всех основных периодов развития изобразительного искусства и архитектуры от основания нашего государства до сегодняшнего дня;

• условия, причины, механизмы характерных для каждого исторического периода явлений в области изучаемого искусства;

уметь

• определять значение и место того или иного художественного явления и творческий потенциал того или иного художника в перспективе дальнейшего развития искусства;

• понимать движущиеся силы исторического и художественного процессов;

• использовать элементарные методы историко-культурного, художественного и искусствоведческого познания;

• использовать в искусствоведческих исследованиях базовые знания в области источниковедения, историографии, теории и методологии истории искусства;

• работать с библиотечными каталогами, учиться составлению библиографических списков по требуемым темам;

владеть навыками

• установления взаимодействия с представленным для изучения материалом;

• привлечения исторических, литературных, архивных (при их наличии) данных, связанных с изучаемой темой;

• аналитического исследования изучаемого материала, представления о его стилистике, приемах письма (живопись), или рисования и гравирования (графика), проектирования (архитектура);

быть компетентным

• в профессиональном анализе и разрешении атрибуционных вопросов (прибегая, разумеется, к помощи специалистов в данной области);

• в методологических, методических и понятийных основах развития искусства нашего отечества.

Для нас, людей третьего тысячелетия, даже самый близкий к нам XX век уже становится художественным опытом прошлого, принадлежит Истории.

Ограниченный объем учебника обусловил самый тщательный отбор материала, как вещественного, так и изобразительного, и определенную композицию, построенную соответственно заданным параметрам на чередовании обобщенных характеристик отдельных видов и стилей искусства с небольшими монографическими очерками. Были сделаны и сознательные лакуны, ибо понятно, что при определенных заданных параметрах сочинения все осветить невозможно. Вместе с тем автор старался избавить текст от излишней детализации, второстепенных сведений, чтобы сосредоточить внимание на самых важных явлениях в отечественной художественной культуре, отражающих основные проблемы времени.

Автор пытался воссоздать по возможности наиболее объективную, правдивую картину развития отечественного искусства XX столетия, которое после событий 1917 года определяется как эпоха советского искусства, рассказать не только о хрестоматийно известных общепризнанных мастерах, но и о тех русских художниках, имена которых трагедией исторического развития нашего общества были ввергнуты в небытие.

Особенную сложность для автора представил очерк художественной жизни России последних десятилетий ушедшего века, открывшего путь в третье тысячелетие, ибо не секрет, что "со ступенек времени" оценивать события художественной жизни несомненно проще. Вследствие этого рекомендуемая литература к данному разделу подбиралась особенно тщательно, с учетом новейших исследований.

Автор убежден, что целью искусства никогда не было научить, как жить (искусство, по удачному выражению одного большого художника, не решает проблем, оно их ставит), но – обратить человека к истинному свету, сделать его способным воспринимать добро, красоту, дать ему веру в будущее, наполнить чувством собственного достоинства, очистить его душу. Это тем более справедливо по отношению к искусству отечественному, с момента его рождения всегда тяготевшему к высокому этическому идеалу.

Составляя видеоряд в соответствии с текстом и проблемами изложенной истории отечественного искусства, автор пытался отобрать произведения, наиболее ярко характеризующие то или иное направление или того или иного мастера, вместе с тем стремясь создать по возможности целостное представление об особенностях русского искусства на всех этапах его развития.

Упомянутый выше список рекомендуемой литературы составлен кандидатом искусствоведения, доцентом Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств М. С. Фоминой.