Предисловие

Никакая наука не может возникнуть в одночасье: ее возникновению всегда предшествует период длительного накопления соответствующего знания, вырабатываемого согласно предмету исследования, формирование необходимого категориального аппарата, поиск особых методов исследования, установление границ взаимодействия с иными науками и как итог всего этого - собственное самоопределение. Для каждой науки пытаются, пусть даже приблизительно, определить дату и место ее возникновения. Имеет таковую и культурология: как наука она заявила о себе лишь в XX в., однако этому факту предшествовал длительный период формирования мыслей о культуре, которые на каком-то этапе своего развития обрели концептуальное выражение. Хотя истоки многих воззрений теряются в глубине веков, будучи впервые высказанными в рамках мифологического мышления, в представленном учебнике предметом рассмотрения оказывается гуманитарная мысль западной и отечественной культуры лишь с XV в. Именно этим периодом можно датировать начало формирования европейской культуры, в лоне которой развивалось культурологическое знание, достигнув некой определенности к XXI в., когда собственно стало возможным говорить о культурологии как сложившейся науке и учебной дисциплине.

Мощное развитие культурологического знания, которым отмечена наука XXI в., неизбежно предполагает внимательное отношение к его истории, чему и посвящен настоящий учебник. Оглядка назад нужна не только для того, чтобы измерить расстояние, отделяющее нынешнее состояние культурологии от предшествующих фаз, и этим определить меру осуществленного научного прогресса. Такое истолкование смысла историко-научных работ не исчерпывает их значения. Нам нужна история, но мы нуждаемся в ней не из праздного любопытства: она нужна нам для жизни и деятельности. Историческое и неисторическое одинаково необходимы для здоровья отдельного человека, парода и культуры. Но какой бы важной ни была такая сопоставительная функция историко-научных работ, она не является ни единственной, ни самой важной в современном методологическом мышлении, тяготеющем к историзму, согласно которому законом науки является неизменная смена научных теорий, научных понятий, углубление наших знаний и совершенствование методов познания.

Каковы же механизмы, ведущие к смене одной научной теории другой? Обычно считается, что это накопление знаний и их проверка. Верификация и экстенсивное расширение фактических данных научных теорий являются важной, но не исключительной характеристикой их развития, и в какой-то период развития знания наступает необходимость опровержения и замены иными теоретическими положениями. Место фальсифицированной теории должна занять более перспективная научная концепция, т.е. та, которая объясняет более широкую предметную область более совершенное объяснение фактов. Но в той мере, в какой старая идея или теория обладала смыслом, она в трансформированном виде включается в массив нового знания и его теории. Таким образом, в рамках рациональной традиции не существует абсолютно отработанных и исчерпанных теоретических положений и методологических процедур. История науки раскрывает механизмы кумуляции и трансформации научного знания, представляя динамическую модель теории как наиболее адекватную природе постоянно изменяющегося научного знания.

Помимо сказанного, пересмотр репертуара научных идей прошлых этапов оказывается необходимой процедурой, призванной обеспечить использование их сохраняющегося эвристического потенциала. Философия науки утверждает, что представление о тупиках и бесперспективных линиях развития научной мысли является в высшей степени поверхностным, в частности, по той причине, что нередко признанные бесперспективными в свое время концептуальные схемы неожиданно в свете новых методологических подходов раскрывают свои познавательные возможности и могут быть включены в обновленном виде во вновь создаваемые научные концепции. Именно история пауки не только дает нам примеры подобных "оживлений" старых воззрений, но и сама ориентирует современных исследователей на внимательное отношение к прошлой научной традиции, к научному опыту и приобретенным в прежние эпохи идеям. Если сказанное в какой-то мере справедливо в отношении естественных наук, то применительно к гуманитарному, культурологическому знанию оно имеет почти что силу закона. Нет необходимости обращаться за примерами слишком далеко - достаточно указать на так называемую цивилизационную теорию истории. Сейчас очень большое внимание уделяется объяснению исторического процесса как смены и сосуществования цивилизаций. Но само учение о цивилизациях, как следует из материалов данной книги, возникло почти два века тому назад. Конечно, за это время понимание термина существенно уточнилось, но сама идея осталась.

То же, видимо, можно сказать и относительно методов изучения культуры. Как бы ни отдалялись друг от друга естествознание и культуроведение, между ними никогда не исчезали взаимодействие и соприкосновение их понятий и методов. И не замечать этого невозможно. Даже признанные неприемлемыми подходы к гуманитарному знанию с позиций норм и методов, действующих в естественных науках, должны быть внимательно изучены. Но и в этих случаях мы нередко находим возможность лучше понять те факторы и законы, которые свойственны жизнедеятельности культуры.

Сегодня, когда культурология заявила о себе в качестве самостоятельной науки, обладающей определенным предметом и методами исследования, исторический подход позволяет выявить тех мыслителей, чьи идеи в свое время не получили соответствующей оценки в качестве культурологических, поскольку культурологический дискурс не обрел еще в то время самостоятельного статуса. Теперь же сформировавшаяся наука позволяет прочесть наследие многих мыслителей прошлого согласно культурологической стратегии, обнаружить при .(том спектр идей и концептуальных построений, вписывающихся в проблемное поле культурологии, порой не замеченных или недостаточно оцененных современниками. Таким образом, следует признать наличие некоего взаимообусловленного процесса: культурология не могла бы возникнуть, не будь сложившихся на протяжении ряда столетий концептуальных воззрений; в то же время факт самоопределения культурологии как науки способствует дифференцированному освоению наследия гуманитарной мысли и маркированию определенных концепций тех или иных авторов в качестве культурологических.

Полагаем, формирование первых культурологических концепций было вызвано поисками неких закономерностей, определяющих развитие культуры человечества, намерением вычленить то общее, что присуще всему человечеству, и то специфическое и самобытное, что отличает представителей отдельных этносов, наций, культур и регионов от других. Именно переломные эпохи усиливают, по нашему мнению, намерение осмыслить происходящее, формируют потребность в выработке стратегий в сфере культуры, что впоследствии становится базой для конструирования культурологических концепций.

Как уже было отмечено, исторический процесс формирования культурологических концепций не следует понимать лишь как некое кумулятивное накопление знаний о культуре, как простое обобщение и систематизацию культурного опыта. В истории становления культурологического знания наблюдаются и процессы отсечения некоторых направлений исследования, которые оказались несостоятельными или неправомерными в объяснении развития культуры. Поэтому отбор теоретического материала для данного учебника осуществлен согласно логике современного состояния культурологического знания и реалий культуры, соответственно - некоторые культурологические концепции, имевшие определенное значение в прошлом, не попали в поле нашего рассмотрения. Изучение истории культурологии выявляет тот факт, что культурологические концепции не просто сменяли друг друга или же существовали в одно и то же время, но формировались в соотнесении друг с другом, ибо их авторы находились в творческом диалоге, порой и в острой полемике, которая могла привести не только к креативному формированию культурологического знания, по и к интерференции идей.

Концепции различных авторов объединены в соответствующие разделы - с тем, чтобы была очевидна некая общность идей и одновременно явная, а подчас и скрытая преемственность. Широкое разнообразие культурологических концепций обусловлено наличием в сфере культуры множества проблем, возможностью выявления различных сторон и граней культуры, ставших предметом исследования, а также динамикой самого культурно-исторического процесса, в котором те или иные теории устаревают и уступают место новым, больше отвечающим характеру изменившейся эпохи. Тематизация разделов в некотором роде условна, да и творческое наследие многих авторов слишком многообразно и не укладывается в рамки какой-то одной темы. Кроме того, часто авторы не относили сами себя к разряду определенных концептуальных построений. Тем не менее, так называемая школьная наука допускает некую упрощенную схематизацию и типологию в целях эффективности подачи материала и продуктивности его усвоения.

Дисциплина "История культурологии" представляет собой историко-философский экскурс, показывающий этапы и особенности формирования культурфилософских теорий. Настоящий учебник позволяет понять не всегда простой и легкий путь к их признанию, но выявляет и то, как в историческом взаимодействии и противостоянии различных дисциплинарных дискурсов оттачивалась методология культурологического исследования и определялась целостность этой науки.