Предисловие

История философии – важнейшая часть философии, а ряд философов, например Гегель, считали, что философия и есть история философии. Без знания истории философии невозможно понять современные философские проблемы и учения.

Предлагаемый учебник представляет собой развернутый курс по истории философии, которая может преподаваться как самостоятельная дисциплина или же быть первой частью курса философии. В нем дается большое количество схем и таблиц, значительно упрощающих понимание и запоминание материала.

Процесс изучения философии направлен на формирование общеобразовательных компетенций, закрепленных в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования третьего поколения.

В результате изучения дисциплины "История философии" студент должен:

знать

• важнейшие этапы развития философии как науки;

• место философии среди других наук;

• основные термины, понятия и категории философии;

• исторически сложившиеся направления и школы философии и тенденции развития современной философской мысли;

• закономерности развития общества, природы и мышления;

уметь

• применять методологию философского исследования;

• анализировать различные философские подходы, выделяя их сильные и слабые стороны;

• анализировать философские тексты;

• применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной подготовки;

• осуществлять теоретическое осмысление и концептуализацию всякого профессионального дискурса;

владеть

• понятийным аппаратом философии;

• методами философского анализа процессов и явлений общественной жизни;

• навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества;

• навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном и деловом общении.

Учебник состоит из 5 частей, объединяющих 12 разделов и 25 глав. Общий принцип построения учебника – хронологически-топологический: в Части I рассматривается философия Древнего мира, в Части II – философия эпохи Средневековья и Возрождения, в Части III – философия Нового времени, в Части IV – современная философия (XIX–XXI вв.), а Часть V посвящена русской философии, тогда как в разделах обычно рассматривается либо философия определенного региона, либо относительно самостоятельного подпериода в рамках соответствующей эпохи. Так, в Части I первый раздел посвящен восточной философии, второй – античной философии, третий – ранней христианской философии и т.д.

Введение

Само слово "философия" возникло на базе двух древнегреческих слов: "любовь" и "мудрость". В буквальном переводе "философия" означает "любовь к мудрости" (или "любомудрие", как называли ее ранее на Руси).

По преданию, первым слова "философия" и "философ" ("любящий мудрость") употребил Пифагор. Он говорил, что мудрость присуща только богам, а все, что может человек, это стремиться к мудрости, любить ее.

Зародилась философия в середине I тыс. до н.э. в трех древних цивилизациях: Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае, причем произошло это в данных странах независимо друг от друга. Во всех регионах философия возникла на базе мифологии. Попытки рационального осмысления мира и человека привели к формированию сначала предфилософии, а затем и самой философии (схема 1).

Схема 1. Этапы формирования философии

В других регионах философия возникла значительно позднее и развивалась на базе философских учений одной из этих трех стран.

В истории философии принято выделять следующие периоды (схема 2).

Схема 2. Основные периоды в развитии философии

Изложение курса истории философии в данном учебнике строится в соответствии с этой схемой. Однако необходимо помнить, что данная периодизация возникла на базе европейской истории и не вполне адекватна для Востока.

В период своего зарождения философия включала в себя все научные знания; можно сказать, что она была наукой обо всем.

Схема 3. Основные разделы современной философии

Позднее начали формироваться в качестве самостоятельных отдельные научные дисциплины (схема 3): уже в IV в. до н.э. в Древней Греции как теоретическая дисциплина сформировалась логика, ко II в. до н.э. сформировалась математика (геометрия Евклида и арифметика), астрономия (с астрологией), позднее филология и некоторые др. Тем самым начался процесс дифференциации наук: сначала выделения в рамках философии различных дисциплин, а затем выделения их из философии как самостоятельных паук. В разные эпохи в разных философских учениях существовали различные точки зрения на структуру научного знания. Так, в эпоху эллинизма стоики и эпикурейцы выделяли в философии логику, физику и этику. При этом к логике относили все проблемы теории познания (включая связанные с языком), а к физике связанные с изучением природы (т.е. астрономические, физические, биологические и т.д.). Этика (наука о человеческом поведении) считалась "ядром" философии, гак как должна была указать путь к счастью или к должному поведению.

В средневековой схоластике философия (метафизика) стала пониматься как наука о высших принципах бытия и его первопричинах, при этом считаясь "служанкой богословия".

В эпоху Возрождения в качестве особой части философии выделилась натурфилософия (философия природы), на базе которой в Новое время сформировался комплекс естественных наук (физика, химия, биология и т.д.), не входящих более в область философии. В Новое же время окончательно отделились от философии и гуманитарные науки (история, лингвистика, искусствоведение и т.д.). По и после за философией сохранилась роль методологического фундамента всех наук.

В XIX–XX вв. в марксизме на базе гегелевской философии сформировалось следующее представление о предмете философии: философия это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления.

Наряду с таким пониманием предмета философии в XX в. в различных философских учениях имеют место и многие другие подходы к решению этого вопроса в зависимости от того, какая проблематика является центральной в том или ином учении.

Основные течения в онтологии

Поскольку в философии за ее длительную историю сформировалось большое количество различных учений, то среди них на тех или иных основаниях можно выделить различные группы, школы или течения. В онтологии важнейшими являются две классификации на основании характеристики первоначал бытия: по количеству (схема 4) и качеству (схема 5).

Монизм – философское учение, в котором признается существование только одного первоначала бытия.

Схема 4. Классификация философских учений по количеству первоначал

Монистами являются все последовательные материалисты (Демокрит, Дидро, Гольбах, Маркс) и все последовательные идеалисты (Августин, Фома Аквинский, Гегель).

Дуализм – философское учение, в котором признается существование двух первоначал бытия (чаще всего материального и идеального).

Первый последовательный дуалист Аристотель. К числу дуалистов относят также Декарта и Канта.

Плюрализм – философское учение, в котором признается существование многих (более двух) первоначал бытия.

В основном плюрализм встречался в философии Древнего мира: например, Эмпедокл признавал в качестве первоначал четыре стихии (Земля, Огонь, Вода, Воздух) и две силы (Любовь и Вражда).

Проблемы классификации. Деление философских учений на монизм, дуализм и плюрализм представляется достаточно четким и ясным. Но так обстоит дело только на первый взгляд, поскольку при применении этого деления к реальным учениям возникает множество проблем. Так, например, у Демокрита каждый из множества атомов является вечным (несотворимым и неуничтожимым), а значит, в каком-то смысле самостоятельным "первоначалом". Тогда Демокрита можно и нужно отнести к плюралистам. Но если учесть, что все атомы обладают некой единой природой, т.е. это материальные частицы, то их всех можно считать единым первоначалом материей. И значит, Демокрит все-таки монист. С другой стороны, Демокрит допускает исходное существование не только атомов, но и пустоты, в которой атомы находятся и двигаются. Не следует ли в таком случае считать пустоту вторым первоначалом в философии Демокрита? Если да, то тогда Демокрита надо отнести не к монистам, а к дуалистам.

В любом учебнике или справочнике сообщается, что Декарт и Кант это дуалисты. Однако, строго говоря, они являются не дуалистами, а монистами, поскольку исходным первоначалом бытия в их учениях является Бог. Тем не менее, их относят к дуалистам, поскольку Бог как бы выносится за рамки рассмотрения, и исходными объектами философского анализа оказываются у Декарта две субстанции материя и сознание, а у Канта человеческое сознание ("вещь-для-нас") и внешний мир ("вещь-в-себе"). Но в таком случае мы сменили основание деления, обращаясь не к количеству первоначал бытия, а к количеству исходных объектов рассмотрения.

Аналогичные проблемы возникают и относительно многих других философов и их учений.

Выше термины "монизм", "дуализм" и "плюрализм" определены с точки зрения онтологии, но они же иногда используются в гносеологии и в социальной философии, причем в несколько ином смысле (табл. 1).

Таблица 1

Термины "монизм", "дуализм", "плюрализм" в онтологии, гносеологии и социальной философии

В онтологии

Характеристика количества первоначал бытия

В гносеологии

Характеристика количества источников познания

В социальной философии

Характеристика количества ведущих политических сил или социальных факторов

Исходя из качества первоначал, различают материализм и идеализм.

Схема 5. Классификация философских учений по качеству первоначал[1]

Материализм – это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается материя (природа).

В Индии материализм с древнейших времен развивался в школе чарвака, в европейской философии у его истоков стоит Демокрит, но значительную роль материализм стал играть только начиная с эпохи Просвещения (Дидро, Гольбах, Фейербах, Маркс и т.д.).

Идеализм – это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается некая идеальная сущность.

Очевидно, материализм и идеализм два противоположных, противоречащих друг другу направления.

Внутри идеализма существуют два крупных течения.

Объективный идеализм – это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается некая идеальная сущность, существующая объективно, т.е. вовне и независимо от человеческого сознания (Бог, Абсолют, Идея, Мировой ум и т.п.).

Объективный идеализм зародился и развивался во многих школах Древнего мира: в Индии (все ортодоксальные школы), в Китае (конфуцианство, даосизм), в Греции и Риме (Пифагор, Платой, неоплатоники и др.), а затем в эпоху Средневековья, Возрождения и Нового времени. Свою последовательную и завершенную форму он обрел в немецкой классической философии (Гегель).

Субъективный идеализм – это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается человеческое сознание, человеческое "Я".

Наиболее последовательное воплощение субъективный идеализм получил в буддийской философии, возникшей в Древней Индии. В европейской философии субъективный идеализм в основном развивался в Новое время. Основоположником европейского субъективного идеализма принято считать Беркли, к этому же течению обычно относят Юма, Канта, сторонников экзистенциализма и феноменологии.

На протяжении всей истории философии между этими тремя направлениями в философии шла постоянная борьба. В различные эпохи в культуре разных стран ведущее место занимало то одно, то другое течение. Так, например, в европейской философии в эпохи Древнего мира, Средневековья и Возрождения господствовал объективный идеализм, в эпоху Нового времени (в XVIII–XIX вв.) его значительно потеснил материализм, а в XX в. – субъективный идеализм.

Проблемы классификации. Как и в случае с делением по количеству первоначал, деление философских учений по качеству первоначал порождает множество проблем.

Некоторые философские учения не могут быть отнесены только к одному направлению, а сочетают в себе элементы различных. Тогда можно встретиться и с тем, что эти учения относят к тому или иному направлению на основании того, какое начало играет особо важную роль в соответствующем учении, является главным предметом исследования, считается наиболее важным и определяющим по сравнению с другими.

Так, например, Платона обычно называют объективным идеалистом (и соответственно – монистом), хотя он допускает в качестве первоначала бытия не только идеи, но и такую идеальную сущность, как Ум-демиург, а самое главное, исходное существование материи. Следовательно, здесь не приходится говорить об объективном идеализме в строгом смысле этого термина, и эту характеристику для учения Платона мы сохраняем потому, что в его учении идеи занимают ведущее место как объект исследований, а в его онтологии играют особо важную роль как идеальные образцы, причины и цели телесных вещей.

Больше всего проблем при проведении данной классификации создает субъективный идеализм. Скажем, у Беркли истинным первоначалом бытия и создателем человеческих душ является Бог (т.е. мы имеем здесь дело с объективным идеализмом). Но его учение относят обычно к субъективному идеализму, поскольку главным объектом исследования является человеческое "Я" (душа) и не признается реальное существование внешнего мира (природы), т.е. бытие состоит только из Бога и человеческих душ. А вот Лейбница обычно относят к объективным идеалистам, хотя для него имеет место почти такая же ситуация, как и для Беркли. А именно: истинным первоначалом бытия у него является Бог – создатель монад (неких "духовных атомов", доходящих в своем развитии до стадии "человеческого сознания"), и нс признается реальное существование внешнего мира.

Весьма запутанная ситуация имеет место и относительно Канта. Из книги в книгу, из учебника в учебник кочует его характеристика как субъективного идеалиста. Основанием его причисления к последним является то, что главным объектом рассмотрения, некой "исходной реальностью" у Канта является человеческое сознание. Более того, Канта часто называют одновременно субъективным идеалистом и дуалистом, что явно противоречиво: если он субъективный идеалист, то должен признавать только одно первоначало (или первоначало одного типа) – человеческое сознание; если он дуалист, то должен признавать существование двух первоначал.

В действительности же Кант признает только одно первоначало бытия – Бога (объективный идеализм и монизм). Но в своем учении Кант как бы выносит Бога за рамки теоретического разума, и при этом главным объектом рассмотрения у него оказывается человеческое сознание. Именно поэтому Канта квалифицируют как субъективного идеалиста. Но, по Канту, бытие кроме человеческого разума содержит еще и природу (вещь-в-себе), поэтому-то Канта и называют дуалистом. Но так как, по Канту, природа в принципе не познаваема, то она и не занимает никакого серьезного места в его учении, сосредоточенном на человеческом сознании. Именно это и подтверждает его характеристику как субъективного идеалиста.

И даже о буддийской философии нельзя безоговорочно утверждать, что это "чистый" субъективный идеализм: человеческое сознание ("я") трактуется там как комбинация особых "духовных атомов" – дхарм. А значит, подлинными первоначалами в онтологическом смысле являются именно дхармы – некие идеальные объекты, обладающие объективным существованием ("поток дхарм"). Каждая из дхарм по отдельности не есть человеческое сознание. Следовательно, в буддийской философии не имеет место утверждение о первичности человеческого сознания, значит, это, строго говоря, не субъективный, а объективный идеализм. Правда, с другой стороны, остается непонятным, существуют ли вообще дхармы вне человеческого сознания? Если нет, то все-таки человеческое сознание оказывается первичным в онтологическом смысле.

Пантеизм, гилозоизм и деизм. В философии существует также и ряд важных направлений, которые, оставаясь в рамках монизма, занимают промежуточное положение между идеализмом и материализмом.

Гилозоизм – философское учение, утверждающее одушевленность как живой, так и неживой природы. Гилозоизм зародился уже в древности, например, он имел место в учении Фалеса, Гераклита, стоиков и т.д. Античный гилозоизм послужил теоретическим фундаментом для пантеизма.

Пантеизм – это течение в философии, в котором Бог (идеальное начало) и природа (материальное начало) отождествляются: нет Бога вне природы, но и нет природы вне Бога.

Пантеизм возник в эпоху Возрождения, его идеи развивали Николай Кузанский, Джордано Бруно, а в Новое время пантеистические идеи можно обнаружить у Шеллинга, Гегеля, Соловьева и т.д.[2]

Деизм – это течение в философии, в котором Бог признается творцом мира, но, создав мир и вложив в него определенные законы, Бог более не вмешивается в дела мира: мир существует по своим законам.

Строго говоря, деизм есть особая разновидность объективного идеализма, но в то же время он был и переходным этапом на пути от объективного идеализма к материализму. Деизм возник в XVII в. и особое распространение получил в эпоху Просвещения. У истоков деизма стояли Декарт, Ньютон, Локк; к числу виднейших деистов можно отнести Вольтера, Руссо, Канта, Ломоносова.

Говоря об онтологии, необходимо знать еще несколько следующих терминов и связанных с ними понятий.

Космос – в переводе с древнегреческого означает "порядок". Космос, или порядок, в античной философии противопоставлялся Хаосу как беспорядку, смешению.

Космология – учение об устройстве мира, т.е. мира такого, каким он существует в настоящее время.

Космогония – учение о происхождении мира, о процессе его становления, который привел к его современному состоянию.

Космогенез – сам процесс образования и становления мира.

Диалектика и метафизика. Кроме выше выделенных течений для онтологии существенны еще представления о сути бытия: является ли бытие неизменным, постоянным, неподвижным или же изменчивым и подвижным? На основании решения этого вопроса выделяют метафизику и диалектику. Но использование этих терминов затрудняется тем, что каждый из них имеет, по крайней мере, два смысла: древнегреческий и современный. Поэтому при их использовании необходимо оговаривать, какой из смыслов имеется в виду.

Диалектика.

• В буквальном пер. с др.-греч. – "искусство вести беседу, спор"; в этом смысле термин употреблялся с древности вплоть до Нового времени.

• В немецкой классической философии и особенно в философии марксизма термин приобретает второе значение, а именно: учение о наиболее общих закономерных связях бытия, его развития и становления; две центральные идеи диалектики:

а) взаимосвязь всех явлений;

б) непрерывное, бесконечное, основанное на присущих самому бытию противоречиях, развитие мира.

В этом смысле диалектика противоположна метафизике. Крупнейшие представители: Шеллинг, Гегель, Маркс, Бергсон.

Однако и само развитие может трактоваться по-разному: как развитие "по замкнутому кругу" (Шеллинг, Гегель) и как бесконечное поступательное движение (Маркс, Бергсон).

Метафизика.

• В буквальном пер. с др.-греч. – "после физики" (о происхождении данного термина см. на с. 97). Первоначально метафизикой называлась философия Аристотеля, а начиная с эпохи Средневековья и философия вообще. В этом же смысле данный термин часто употребляется и в настоящее время, т.е. метафизика = философия.

• В Новое время термин "метафизика" приобрел еще и значение философского учения, в котором отрицается развитие мира как бесконечное саморазвитие, т.е. учения, противоположного диалектике (во втором смысле последнего термина), т.е. метафизика = антидиалектика.

Если не провести этого различия между смыслами, может возникнуть путаница. Так, например, Парменида и Зенона можно назвать основоположниками метафизики в современном смысле слова (так как они первыми начали утверждать, что истинное бытие абсолютно неподвижно и неизменно), но их же можно назвать и основоположниками диалектики в древнегреческом смысле последней (они первыми начали обосновывать, доказывать свои философские идеи). Метафизиками в современном понятии слова можно считать большинство философов до XIX в.

Агностицизм – течение в философии, в котором мир признается в принципе не познаваемым (см. схема 6).

К древнейшим европейским формам агностицизма можно отнести софистику и скептицизм, в Новое время агностицизм развивал Беркли, Юм, Кант. Агностиками чаще всего были субъективные идеалисты, тогда как материалисты и объективные идеалисты обычно признают познаваемость мира.

Релятивизм (от лат. "relativus" – относительный) – направление в философии, возводящее в принцип относительность всякого знания, т.е. его неполноту и условность, и на этой основе отрицающее какую-либо возможность достижения объективной истины. Основы релятивизма были заложены еще софистами и скептиками, в Повое время релятивизм развивался в позитивизме (схема 6).

Рационализм (от латинского "ratio" – разум) – направление в философии, признающее разум основой познания, главным орудием познания, а также критерием истины.

Основы рационализма были заложены еще в античной философии (Парменид, Платон и др.), но как философское направление рационализм сформировался в Новое время; его крупнейшие представители Декарт, Спиноза, Лейбниц.

Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму (эмпиризму).

Иррационализм (от латинского "irrationalis" – неразумный, бессознательный) – направление в философии, в котором ограничивается или вообще отрицается познавательная сила разума, сущность бытия при этом понимается как недоступная разуму, принципиально отличная от него. Чаще всего к иррационализму принадлежат субъективно-идеалистические учения, например философия жизни (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон), экзистенциализм (Сартр, Камю, Хайдеггер и т.д.) и ряд других.

Сенсуализм (от латинского "sensus" – чувство) – направление в философии, в котором основным источником познания признаются чувства (ощущения), они же считаются критерием истины.

Сенсуализм стремится показать, что все знание выводится из данных органов чувств ("в разуме нет ничего, что прежде не содержалось бы в чувствах"). Основы сенсуализма были заложены еще в античности (Демокрит, Эпикур), но как особое направление сенсуализм сформировался в Новое время (материалистический сенсуализм – Гоббс, Локк, Дидро и т.д., идеалистический сенсуализм – Беркли, Юм и др.). В эпоху Просвещения противостояние рационализма и сенсуализма играло важнейшую роль в философии.

Схема 6. Проблема познаваемости мира