Предисловие

Главная цель, которую преследовали авторы учебника, – сформировать у студентов представление о литературном процессе русского Средневековья в контексте развития мировой и отечественной культуры.

Древнерусская литература – первая дисциплина историко-литературного цикла, поэтому ее изучение предполагает не только получение студентами определенного объема знаний по предмету, но и формирование личности филолога, развитие интереса к научному поиску, культуры литературоведческого труда. Курс русской литературы Средневековья направлен на выработку у студентов вдумчивого отношения к произведению искусства слова, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование высокой нравственности и развитие эстетического чувства. Знание отечественной истории, культуры и литературы – черта, характерная для истинно интеллигентного человека. По словам А. С. Пушкина, "гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие".

Соблюдение принципов преемственности и межпредметной связи в процессе обучения потребовало, чтобы в учебнике были отражены такие вопросы, как освоение древнерусской литературой художественного опыта фольклора, наследия европейской культуры, а также созвучность открытий, которые делали в области познания и изображения человека писатели, изографы и зодчие Древней Руси.

Расположение материала в учебнике подчинено хронологическому, а внутри глав – тематическому или жанровому принципу. Каждую главу завершают вопросы и задания для самопроверки, расширения и углубления знаний, а также кейсы – задания повышенной сложности по проблемам, не имеющим однозначного решения. Кейсы направлены на развитие профессиональных способностей и творческой активности студента, их выполнение потребует от него самостоятельных научных разысканий. В конце учебника приведены библиография (по главам), а также список учебно-методической и справочной литературы по предмету.

Тексты произведений древнерусской литературы приводятся по изданиям:

Библиотека литературы Древней Руси / под ред. Д. С. Лихачева [и др.]. Т. 1–17. – СПб.: Наука, 1997–2013 (продолжающееся издание).

Памятники литературы Древней Руси. [Вып. 1–12] / сост. и общ. ред. Л. А. Дмитриева, Д. С. Лихачева. – М.: Худож. лит., 1987–1994.

Тексты произведений (полностью либо в сокращении) публикуются в хрестоматии: Травников, С. Н. История древнерусской литературы. Хрестоматия: учебное пособие для академического бакалавриата / авт.-сост.: С. Н. Травников, Л. Λ. Ольшевская, Е. Г. Июльская. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 896 с. – Серия: Бакалавр. Академический курс.

Это издание доступно на диске, который прилагается к учебнику.

В результате освоения материала учебника по курсу "История древнерусской литературы" студент должен:

знать

особенности русской средневековой литературы; се связи с национальным фольклором, русской литературой Нового времени, европейской литературой Средневековья и Возрождения, барокко и классицизма; специфику ее взаимодействия с другими видами искусства Древней Руси;

– основные этапы и закономерности развития русской литературы XI-XVII вв.;

– идейно-художественное ОГЛАВЛЕНИЕ и жанрово-стилевое своеобразие классических памятников литературы Древней Руси;

уметь

профессионально читать и комментировать древнерусский текст;

– соотносить литературные явления с важнейшими историческими событиями эпохи русского Средневековья;

– анализировать произведения литературы Древней Руси с учетом их средневековой специфики, в единстве формы и содержания, при обязательном обращении к проблемам поэтики;

– вести сопоставительный анализ древнерусских памятников, созданных в разное время, разными авторами, в разных жанровых традициях и т.п.;

– представлять литературный процесс во всей сложности и неоднона- правлснности творческих исканий;

владеть

– навыками вычленять в истории русской средневековой литературы спорные и нерешенные проблемы;

– умением формулировать свою точку зрения и аргументировать ее; вести научную дискуссию.

Отправляясь в путь за знаниями, следует помнить завет древнерусского писателя: "Велика бо полза бываеть человеку отъ учения книжнаго... мудрость бо обрѣтаемь и вьздержание от словесъ книжныхъ... Аще бо поищеши вь книгахъ мудрости прилежно, то обрящеши велику ползу души своей".