Предисловие

В целях обеспечения конкурентоспособности продукции современные экономики мира делают решающую ставку на превращение научных знаний в новую потребительскую ценность, обладающую качественно более высокими свойствами по сравнению с представленными на мировом рынке аналогами. Вот почему инновационная деятельность является важным фактором развития национальной экономики, следующей инновационным путем развития. В настоящее время развитие науки и превращение научных достижений в товар становится непременным условием создания предпосылок устойчивого социально-экономического развития. Высокие технологии - это та сфера деятельности, активизируя которую многие страны не только преодолевают спад в экономике, но и обеспечивают ее структурную перестройку, насыщают внутренний, а затем и мировой рынки разнообразной конкурентоспособной продукцией.

За последнее время резко возросла доля интеллектуального труда в производимых товарах и услугах. XX век ознаменован появлением новых понятий, таких как "наукоемкая продукция", "высокие технологии", "нанотехнологии", интенсивным развитием наукоемких отраслей, которые сегодня определяют экономический рост, социальное и политическое положение стран в мире.

Появление в программах подготовки экономистов и управленцев дисциплины "Инновационный менеджмент" - следствие глобальных изменений в общественной жизни.

В государственном образовательном стандарте (ГОС) по специальности "Менеджмент организации" в части требований к знаниям и умениям менеджера по циклам специальных дисциплин и дисциплин специализации подчеркивается, что менеджер должен "...проводить аналитическую, исследовательскую и рационализаторскую работу по оценке социально-экономической обстановки и конкретных форм управления, ...профессионально вести патентно-лицензионную работу в различных подразделениях предприятий (объединений), ассоциациях, совместных предприятиях, ...разрабатывать программы нововведений и составлять план мероприятий по реализации этих программ, применять методы научной организации труда и оргпроектирования, практически использовать навыки рационализации управленческого труда, владеть навыками поиска, сбора, систематизации и использования информации, ...методами научных исследований в более узких направлениях менеджмента".

Для подготовки в вузе специалиста, отвечающего требованиям специализированных направлений инновационной деятельности, ГОС предусмотрена самостоятельная специализация "Инновационный менеджмент". Данный учебный курс не только формирует методические основы инновационной деятельности, но и дает практические рекомендации по выбору и применению различных методов и моделей эффективной конкуренции наукоемких инноваций с целью достижения технологического лидерства в удовлетворении реальных и потенциальных потребностей общества и человека, кардинальным образом изменяющихся под влиянием приоритетов и системы ценностей потребителей.

Предлагаемый конспект лекций написан с учетом требований выше названного государственного образовательного стандарта по специальности "Менеджмент организации" по специальной учебной дисциплине "Инновационный менеджмент". Его ОГЛАВЛЕНИЕ учитывает требования дидактических единиц названного учебного курса.

Написанный кратко и в доступной форме конспект лекций может быть полезен как для студентов специальности "Менеджмент организации", так и других смежных экономических специальностей, а также и для практических работников, изучающих современные аспекты инновационного менеджмента.