Предисловие

Чтобы войти в пятерку ведущих держав мира, нашей стране нужно в корне поменять концепцию долгосрочного социально-экономического развития. До сих пор Россия развивалась по энергосырьевому сценарию. В последнее время руководство страны взяло на вооружение более оптимистичный, но трудно реализуемый инновационный сценарий. Его конструкция включает в себя создание эффективной экономической системы и реализацию проектов в высокотехнологичных отраслях, повышение качества человеческой жизни, увеличение капитала, создание новых региональных центров развития.

Одним из средств к достижению поставленной цели станет обеспечение специализации России в мировой экономике, занятие значимого места на рынках высокотехнологичных товаров по ряду позиций - в нанотехнологиях, авиационной и космической технике, судостроительной продукции, ядерных технологиях, программном обеспечении, космических запусках.

Руководство страны считает, что политическая система только тогда становится устойчивой и жизнеспособной, когда опирается на общество, имеет его поддержку и участие. С этой целью в настоящее время решаются две взаимосвязанные проблемы. Во-первых, необходимо сделать нашу политическую систему более открытой и демократичной, и потому более конкурентоспособной; во-вторых, следует повысить ответственность органов власти перед обществом, создать эффективную систему управления. После социально-политического рывка, который сделала наша страна в последнее время, началась достаточно фундаментальная административная реформа. Она предусматривает целый ряд преобразований, которые сделают пашу административную власть действенным фактором инновационного развития.

Государственная административная власть в России называлась по-разному, поэтому использование нормативных документов по предмету исследования представляет определенную сложность. До мая 2003 г. аппаратные структуры всех государственных органов, а также воинские и правоохранительные подразделения именовались "государственной службой". Но после принятия Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" она была поделена на три вида: государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба. Поэтому при цитировании документов всегда следует иметь в виду данную особенность.

Государственная гражданская служба - это специфический социально-правовой институт, реализующийся в аппаратной деятельности работников государственных органов, без которого невозможно не только нормальное функционирование, но и само существование государства. Эффективная гражданская служба служит ключевым фактором прочности государственной власти, ее авторитета и высокого динамизма. Она призвана решать целый комплекс задач: обеспечивать единство законодательного процесса и требований правоприменения в практической работе; профессионально сопровождать формирование правового поля при осуществлении целей и задач государства; создание политически и юридически благоприятных условий для реализации каждым человеком своих конституционных и социальных нрав, свобод и интересов.

Потребность общества в гражданских служащих, не зависимых от внешних политических воздействий, работающих в структуре государства основательно и на пользу людям, имеет глубокие исторические корни. Это понимали уже в древнем мире, хотя государственная (гражданская) служба как таковая сформировалась только в эпоху становления капитализма. Политическим руководителям требовалась определенная группа властных помощников, которых позже стали называть аппаратом (от лат. apparatus - органы управления), что означало совокупность устойчивых групп профессиональных работников, обслуживающих область государственного управления.

Анализ законодательных актов, литературы и практики гражданской службы (или административной власти) в разных странах показывает, что не существует однозначного общепринятого понятия данной службы. В реальности гражданская (государственная) служба в разных странах имеет такие особенности, которые зависят от многих факторов: от традиций, функциональной нагрузки, финансовых возможностей и т.д. Специфика государственной гражданской службы в каждой стране своя.

Смысл и назначение государственной гражданской службы состоят в обеспечении функционирования государства как такового. Действительная сущность государства может быть реализована только посредством единой, целостной, системно организованной государственной гражданской службы. Отсюда государственная гражданская служба - это практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством обеспечения исполнения полномочий федеральных государственных органов и органов субъектов Федерации.

В ходе реформирования государственного управления в России удалось решить первостепенные проблемы по перестройке аппарата государственной власти и адаптировать его к новому этапу развития страны. Поэтому одной из актуальных задач в настоящее время является профессиональная подготовка гражданских служащих новой формации, которые сумеют работать в условиях господства политического плюрализма и рыночных отношений. Важную роль в реализации этой задачи призвана сыграть новая отрасль управленческих знаний, посвященная исследованию деятельности государственного аппарата, - теория государственной гражданской службы.

В результате изучения дисциплины "Государственная гражданская служба" студенты (слушатели) должны:

знать основные понятия, категории и инструменты гражданской службы в современных условиях, а также цели, ОГЛАВЛЕНИЕ и прогнозируемые последствия реформы государственной гражданской службы в Российской Федерации;

уметь выявлять проблемы административной деятельности при анализе конкретных аппаратных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-политической эффективности, оценки рисков и возможных социально-политических последствий;

владеть основными технологиями рациональной бюрократии, навыками применения современных инструментов гражданской службы для решения практических задач методами сбора, обработки, анализа, интерпретации и прогнозирования служебной информации.

Данные о базовом образовании работников государственных органов и об основных сферах их предшествующей деятельности показывают также целесообразность включения в учебные планы информационных, компьютерных, экономических, юридических и социологических дисциплин, а также увеличение практических занятий и стажировок с учетом специфики конкретного работника. С целью большей индивидуализации обучения формирование групп гражданских служащих и составление учебных планов следует проводить с учетом их принадлежности к определенному уровню и ветви государственной власти, должностных категорий и групп, отраслей деятельности, стажа практической работы и базового образования.