Предисловие

Мы живем во "времена больших перемен", когда мир стремительно изменяется и усложняется. Важными составляющими этого мира являются наука и техника. Философия и методология науки помогают ориентироваться в таком мире, они дают средства постановки и рассмотрения вопросов, лежащих на границе и за пределами науки, способствуют осмыслению и рефлексии структуры научного знания и процессов его развития и функционирования. Актуальность такой рефлексии для развития пауки возрастает в периоды революционных изменений, каковыми были XVII в. – век рождения естественной науки, граница XIX–XX вв. и, похоже, сегодняшнее время. Этим определяется особое место философии науки в культуре и в истории человеческого общества. Кроме того, знакомство с философскими и методологическими основаниями полезно для студентов и преподавателей при обучении естественнонаучным и техническим дисциплинам.

Авторы книги преследуют две цели. Во-первых, в ситуации назревающей новой волны научных революций познакомить с современными концепциями философии естественных наук и математики, которые могут помочь лучше понять философские аспекты "неклассической физики" начала XX в. и "постнеклассической" синергетики и биологии конца XX в., структурные изменения, которые принесла с собой Большая наука середины и "технонаука" конца XX в. Во-вторых, способствовать расширению кругозора, дать представление о гуманитарном мышлении, без которого нельзя понять современный быстро меняющийся мир (во всем мире признана полезность ознакомления специалистов естественнонаучного и технического профиля с гуманитарными дисциплинами, а гуманитариев с естественнонаучными). Философия науки позволяет это сделать на близком читателям материале – истории науки.

Философия науки является наследницей теории познания Нового времени. Ее возникновение тесно связано с рождающейся и бурно развивающейся естественной наукой XVII в., в первую очередь физикой. В рамках теории познания образуются два взгляда на истоки научного знания – эмпиризм и рационализм. Довольно быстро лидерство переходит к эмпиризму, ахиллесову пяту которого выявляет Д. Юм. Во многом итогом этого классического этапа является "Критика чистого разума" И. Канта, который пытается разрешить развернувшиеся к его времени споры, ответить на проблемы, поставленные скептицизмом Д. Юма и спорами рационалистов и эмпиристов, идеалистов и материалистов (гл. 2, 3).

И. Кант поставил вопрос: "Как возможна паука?" Но его собственный ответ на этот вопрос многих не удовлетворил, поэтому появились различные альтернативные философские течения. Наиболее значимым из них для развития философии науки является позитивизм (гл. 4). В рамках последнего к XX в. происходит переход от спекулятивной теории познания к философии науки, ориентированной на реальную историю науки и ее функционирование (гл. 5, 6). В конце XIX в. свою специфику по отношению к естественной науке начинают осознавать и отстаивать социальные и гуманитарные науки (гл. 7). Однако поскольку для философии науки в качестве образца науки выступала в первую очередь физика, то мы больше уделили внимания физике, чем другим наукам.

Основной акцент в книге сделан на концепциях философии науки, которые представляют три периода се бурного развития в XX–XXI в.: 1930-е гг. (логический позитивизм), 1960–1970-с гг. (постпозитивизм) и конец XX – начало XXI в. – новые споры реализма с конструктивизмом, осмысление эксперимента и роли внешних социальных факторов в развитии науки. Последним посвящен разд. II учебника.

Единицей изложения для первых двух частей книги является определенная философская концепция того или иного крупного философа или философской школы. Л поскольку эти проблемы и концепции образуют определенные исторические последовательности, то для этих частей выбран исторический принцип расположения материала.

В начале XX в. единая философия естественных наук начинает дифференцироваться на философию физики и биологии, параллельно им формируется философия математики, с одной стороны, и философия техники – с другой. Далее в философии физики начинают выделяться философские проблемы квантовой механики, теории относительности (пространства и времени) и ряд других, включая вопросы о редуцируемости одних естественных наук к другим. Этим темам посвящен разд. III учебника. Здесь па базе концепций, изложенных в первых частях, обсуждаются философско-методологические проблемы различных естественных наук, математики, техники, экономики. Единицей изложения при этом является определенная наука. Здесь рассматриваются философские проблемы пространства и времени, анализируются различные "интерпретации" квантовой механики, приводится ее целостная интерпретация, обходящаяся без проблемы "редукции волновой функции" и других "парадоксов", а также без особой роли наблюдателя или сознания. Обсуждается роль математики в физике, основания математики, информатики, рассмотрена проблема существования качественных границ между физикой, химией, биологией и синергетикой и их специфика. В гл. 19 рассматриваются различные подходы к пониманию сущности жизни и философские аспекты таких фундаментальных биологических проблем, как происхождение жизни, эволюция, морфогенез и молекулярные основы жизни. В конце разд. III помещены главы, посвященные технике и экономике.

Одна из ярких специфических черт гуманитарного познания, которая отражена в изложении материала, состоит в том, что в отличие от математики или физики философия науки (и философия вообще) всегда существует как множество конфликтующих между собой точек зрения, спор между которыми и обеспечивает ее развитие. Авторы – большинство из которых философы науки с многолетним опытом преподавания этого предмета на кафедре философии Московского физико-технического института, а многие из них имеют опыт работы и в науке, и в философии – старались излагать сложные и неоднозначные концепции таким образом, чтобы у читателя была возможность глубоко с ними познакомиться и составить о них собственное мнение.

В сравнении с первым изданием добавлены главы по философии науки последних десятилетий (разд. II), историко-научная глава про возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции (в разд. I), переработано введение, в последней части добавлены главы по философии математики, информатики и компьютерных технологий, а также экономики. Подверглись некоторому сокращению главы, посвященные методологическим принципам, значительно переработана глава про пространство и время.

Книга адресована аспирантам и магистрантам технических и естественнонаучных специальностей для подготовки к экзамену по "Истории философии науки". В ней дается целостное изложение современного состояния философии и методологии науки.

Предполагается, что в результате изучения магистранты и аспиранты будут:

знать структуру, формы и методы научного познания в их историческом генезисе, современные философские модели научного знания; историю возникновения науки и философии науки и основные стадии их исторического развития; основные проблемы, обсуждающиеся в современной философии науки; концепции развития науки, ее структуры, разные подходы к проблеме статуса научного знания; философские проблемы физики, химии, биологии, синергетики, техники, математики и информатики, спектр предлагаемых решений этих проблем, специфику научного методологического аппарата, эволюцию научной картины мира;

иметь представление об основных научных школах, направлениях, концепциях, роли новейших информационных технологий в мире современной культуры и в области естественных наук; об основных этапах, направлениях и проблемах в истории и философии науки, философских и методологических проблемах естествознания с учетом историко-философского контекста и современного состояния науки; о многообразии форм человеческого опыта и знания, природе мышления, соотношении истины и заблуждения;

уметь разбираться в сложных вопросах современной науки и философии науки, приводить аргументацию сторонников разных позиций, отличать принципиально новые направления от информационного шума, понимать основные положения различных наук и использовать это в организации полидисциплинарных программ исследований; различать исторические типы научной рациональности; способствовать формированию навыков работы с предельными вопросами, связанными с границами и основаниями различных наук и научной рациональности;

владеть знанием научной картины мира, принципами выбора адекватной методологии в исследованиях конкретных научных проблем, понятийным и методологическим аппаратом междисциплинарных подходов в науке; принципами рационального философского подхода к процессам и тенденциям развития современной науки; пониманием роли науки в развитии цивилизации, соотношения науки и техники и связанных с ними современных социальных и этических проблем; пониманием характера изменений, происходящих с человеком, наукой и техникой на рубеже третьего тысячелетия.