Предисловие

Предлагаемый вниманию читателя учебник содержит материал по общим проблемам философии и методологии науки, который соответствует задачам подготовки магистров по специальности "Социальная работа", определенным Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего поколения.

Наука как социальный феномен изучается различными дисциплинами.

Науковедение и наукометрия изучают проблемы организации научной деятельности, процессы формирования и функционирования научного знания.

Социология науки исследует структуру научных сообществ и анализирует науку как особый социальный институт по производству нового научного знания.

Психология науки изучает проблемы научного творчества.

История науки описывает процессы, касающиеся научных открытий и изобретений.

Философия науки, изучая общие закономерности развития науки, исследует проблемы возникновения и роста научного знания на разных стадиях общественного развития. Она выявляет также рациональные методы и нормы достижения объективно истинного знания. Философия науки дает общий мировоззренческий и методологический ориентир для решения конкретных проблем, которыми занимаются специальные дисциплины, изучающие отдельные аспекты научной деятельности и функционирования науки.

В рамках философии науки выделяют эпистемологию, изучающую структуру и рост научного знания, а также методологию науки, которая рассматривает методы получения нового научного знания и критерии его обоснования.

В соответствии с этим структура настоящего учебника условно разделена на три части. В первой части рассматриваются предмет и основные концепции современной философии науки, а также социально-философская проблематика науки, раскрывающая место последней в культуре современной цивилизации, во второй – освещаются проблемы эпистемологии науки: она содержит анализ структур эмпирического и теоретического знания, а также роста и развития научного знания. В третьей части обсуждаются проблемы методологии науки и анализируются основные методы современной науки.

Теория социальной работы – молодая наука, находящаяся в процессе становления и развития, поэтому магистранту для овладения ею и понимания ее сегодняшних возможностей и будущих перспектив необходимо усвоить общие закономерности функционирования и развития научного знания вообще и социально-гуманитарных наук в частности. К тому же некоторые из магистрантов выберут путь в науку. Для них материал настоящего учебника послужит важной ступенью подготовки к научной деятельности в актуальной сфере общественной жизни.

Учебник преследует следующие цели.

1. Дать магистрантам представление о генезисе и основной проблематике философии науки.

2. Ознакомить будущих магистров с современными философскими концепциями науки как феномена культуры, как системы знаний, как социального института.

3. Дать представление о многообразии современных методов научного исследования, выявить специфику методологических подходов в контексте открытия и в контексте обоснования научного знания.

4. На основе современных философских представлений о сущности науки выявить специфику теории социальной работы как актуального и развивающегося научного направления.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки магистров:

А) общекультурные компетенции (ОК):

ОК-1: способен и готов совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

ОК-2: способен и готов к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности;

ОК-3: способен и готов свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения и научного творчества;

Б) профессиональные компетенции:

ПК-1: способен и умеет самостоятельно использовать знания и навыки по направлениям современной теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования теории и практики социальной работы;

ПК-2: способен и готов самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социальной работы и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий;

ПК-3: способен и готов осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методологических и методических подходов с учетом целей и задач исследования теории и практики социальной работы;

ПК-4: способен и готов профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию, научные отчеты, представлять результаты исследовательской работы с учетом специфики исследования теории и практики социальной работы;

ПК-5: способен и готов проводить экспертизу научно-исследовательских работ в социальной сфере.

В результате изучения данного учебника магистрант должен:

знать

– основные концепции современной философии науки;

– место проблематики, связанной с философией научного познания, в общей системе гуманитарного знания;

– специфику гуманитарного познания по отношению к естественно-научному познанию; объект и субъект научного познания;

– специфику постижения истины в научном познании;

– основные исследовательские программы в социальногуманитарном познании, методологию и методы современного научного познания;

уметь

– творчески применять полученные знания в будущей профессиональной работе;

– работать над углублением и систематизацией знаний по проблемам философии научного познания;

– применять полученные методологические знания в познавательном процессе;

владеть

– навыками применения методологии научного познания при выполнении учебных исследовательских работ;

быть компетентным

– в оценке теоретических концепций и парадигм современного научного познания.