Предисловие

Учебник "Этика и этикет государственных и муниципальных служащих" объединяет две учебные дисциплины: "Этика государственной и муниципальной службы", которая относится к базовой части профессионального цикла Основной образовательной программы академического бакалавриата ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.04 "Государственное и муниципальное управление", и дисциплину вариативного цикла "Этикет государственных служащих" как органично связанные между собой дисциплины.

Предмет курса, составляющего ОГЛАВЛЕНИЕ учебника, -моральные основы государственной и муниципальной службы как социально-нравственного института; ОГЛАВЛЕНИЕ должной морали в соотнесении с реальным состоянием кадрового корпуса управленцев.

Необходимость поисков путей преодоления этого состояния в контексте фронтального наступления на коррупцию определила актуальность проблем, рассматриваемых в учебнике.

Теоретическая значимость рассматриваемой проблематики обусловлена тем, что становление этики государственной и муниципальной службы как научной дисциплины в России находится на начальном этапе. Не выработан научно обоснованный терминологический аппарат, многие введенные в последние годы понятия не получили четкой интерпретации, не введены в специализированные словари. Решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. был одобрен Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих РФ и муниципальных служащих, однако Указом Президента РФ от 11 апреля 2014 г. № 226 Правительству РФ поручено подготовить предложения по совершенствованию этого нормативного документа как фундаментальной идеологической основы научной дисциплины. На "нулевом цикле" остановилась работа по созданию в стране системы управления государственной службой в целом и системы управления нравственными отношениями в ней, в частности, предусмотренной Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации". На сегодняшний день созданы лишь два нижних звена будущей системы: комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, образованные в соответствии с Указом Президента РФ от 1 июля 2010 г. № 821, и структурные подразделения кадровых служб федеральных государственных органов, созданные на основании Указа Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1065. Слабо изучен мировой положительный опыт решения подобных проблем, который было бы целесообразно адаптировать к российским условиям в процессе реформирования российской государственной службы.

Прикладная значимость учебника обусловлена его направленностью не только на усвоение представленных в нем теоретических знаний, но и выработку на их основе практических умений использовать эти знания в применении к конкретным условиям и служебным ситуациям, а также навыков надлежащего, нормативно регулируемого и ожидаемого обществом служебного поведения государственных и муниципальных служащих.

Теоретико-методологическую основу учебника составили научные теории и разработки в области этики, теории государственной службы и кадровой политики, управления персоналом, социологии управления, социологии морали, представленные именами таких ученых, как А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян, А. И. Турчинов, А. В. Оболонский, Е. В. Охотский, В. М. Соколов, К. О. Магомедов и других.

Главная цель данного учебника — подготовить не только высокопрофессиональных специалистов в области государственного и муниципального управления, но и людей высокой нравственной культуры, привить им иммунитет против коррупционных и иных правонарушений как важнейшее условие успешного реформирования административной системы страны и перелома ситуации в противодействии коррупции, поразившей значительную часть чиновничества.

Указанная цель определила задачи учебника:

1) сформировать культуру нравственного сознания и поведения будущих управленцев;

2) выработать у них четкое представление:

— о нравственном смысле и социальном назначении деятельности государственных и муниципальных служащих как проводников государственной политики;

— о миссии государственной и муниципальной службы как института общественного служения;

— о ценностях, принципах, нормах и правилах поведения, которыми должен руководствоваться каждый управленец, чтобы своими действиями и поступками укреплять авторитет власти и доверие к государству, государственной и муниципальной службе как основе стабильности общества;

- о нравственных регуляторах антикоррупционного поведения должностных лиц как важнейшем факторе противодействия коррупции;

- о мировой практике решения подобных проблем и возможности адаптации зарубежного опыта применительно к нашим условиям;

- о культуре служебного поведения, основанного на взаимном уважении, знании общих принципов и правил делового этикета, умении использовать эти знания в целях обеспечения здорового морально-психологического климата в коллективе и в процессе взаимодействия с внешней средой.

В связи с указанными задачами в учебнике анализируется комплекс проблем, вытекающих из миссии общественного служения государственных и муниципальных служащих и связанных с нынешним состоянием нравственной культуры кадрового корпуса государственной и муниципальной службы; прослеживаются изменения, произошедшие за последнее десятилетие в процессе реформирования административной системы страны в нравственном сознании и поведении того, кого граждане часто называют чиновниками; выявляются нерешенные проблемы и "болевые точки", пути и механизмы формирования должностной морали государственных и муниципальных служащих.

Среди круга актуальных проблем, которые волнуют каждого, кому не безразлична судьба нашей страны, можно выделить следующие: возрождение девальвированных и даже разрушенных в "лихие девяностые" традиционных моральных ценностей, поиски путей противодействия коррупции во всех ее проявлениях, которые несут в себе угрозу личностной и профессиональной деградации, морального дефицита, системного кризиса управления, разрушения нравственных устоев власти и общества, подрывают авторитет власти и доверие к ней граждан.

В основе учебника лежит комплексный, междисциплинарный подход к анализу рассматриваемых проблем, опирающийся на межпредметные связи с дисциплинами общепрофессионального цикла ("Основы государственного и муниципального управления", "Государственная и муниципальная служба", "Основы управления персоналом", "Культура речи и делового общения"), позволяющий сформировать у студентов и слушателей целостное представление о назначении и ценностном фундаменте государственной и муниципальной службы, о правовых и моральных основах служебного повеления государственных и муниципальных служащих, состоянии и путях повышения их нравственной культуры как важного фактора противодействия коррупции, о мировой практике решения этих проблем и возможности адаптации этого опыта в российских условиях.

В результате освоения данного учебного курса студент должен:

знать

- правовые основы формирования нравственной культуры государственных и муниципальных служащих;

- ОГЛАВЛЕНИЕ принципов, норм и правил служебного поведения государственных и муниципальных служащих;

- технологии и механизмы формирования должностной морали государственных и муниципальных служащих;

- правила служебного этикета, регулирующего поведение государственных и муниципальных служащих и их взаимоотношения в коллективе и с внешней средой — гражданами, представителями других организаций и учреждений;

иметь

- творчески осмысливать и использовать в своей профессиональной деятельности отечественный и мировой опыт решения этических проблем в сфере государственной и муниципальной службы;

- в служебных ситуациях морального выбора опираться на полученные знания;

— руководствоваться в конкретных ситуациях служебного общения правилами служебного этикета; владеть

- навыками работы с нормативными документами, регулирующими нравственные отношения в государственной и муниципальной службе;

- методами анализа ситуаций, которые могут привести или привели к конфликту интересов на государственной и муниципальной службе;

- навыками конструктивного использования отечественного и зарубежного опыта управления нравственными отношениями в системе государственной и муниципальной службы;

- знанием правил этикета, регулирующих поведение государственных и муниципальных служащих, умением руководствоваться ими в конкретных ситуациях делового и служебного общения и навыками цивилизованного общения;

быть компетентным

- в применении современных технологий и методов диагностики Кадрового корпуса государственной и муниципальной службы, этико-профессионального развития и оценки нравственных качеств должностных лиц государственных и муниципальных органов, формирования должностной морали и антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, обеспечения здорового морально-психологического климата в коллективе.

Учебник состоит из трех частей, включающих десять тесно связан пых между собой тем (рис. III).

Рис. 111. Структурно-логическая схема дисциплины "Этика и этикет государственных и муниципальных служащих"

В разделе 1 "Этика государственной и муниципальной службы" рассматриваются:

— основные понятия дисциплины;

- основополагающие этические концепции и научные подходы к осмыслению природы и сущности морали, целей и задач этики как научной дисциплины, структура и функции морали, взаимосвязь морали и поведения, ОГЛАВЛЕНИЕ и соотношение понятий "организационное поведение" и "служебное поведение";

- причины возникновения отдельных видов профессиональной этики, ОГЛАВЛЕНИЕ, структура, формы существования и функции профессиональной морали, объективные причины возникновения и выделения в отдельный вид административной этики;

— объект, предмет, цели и задачи, структура административной этики как научной дисциплины, правовые и нравственные основы государственной и муниципальной службы, причины и последствия деформации ценностей государственной и муниципальной службы, нормативное регулирование служебного поведения должностных лип органов государственного и муниципального управления.

Особое внимание уделяется анализу терминологии, структуры и содержания кодекса служебной этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих как основы административной этики, путей, технологий и методов формирования должностной морали государственных и муниципальных служащих.

В разделе II "Этикет государственных и муниципальных служащих" анализируются:

- понятие этикета как одного из регуляторов служебного поведения государственных и муниципальных служащих, его происхождение, нравственная основа, особенности, принципы, функции и виды;

правила этикета, регулирующие поведение государственных и муниципальных служащих в конкретных ситуациях служебного общения, взаимоотношений руководителя и подчиненных, деловых встреч, переговоров, совещаний, телефонных разговоров и деловой переписки, сетевого общения;

— роль и ОГЛАВЛЕНИЕ невербальных средств в деловом общении.

В разделе III "Основные направления и технологии формирования должностной морали государственных и муниципальных служащих" раскрываются:

— факторы формирования нравственных основ государственной и муниципальной службы, правовая база и практика управления нравственными отношениями в системе государственной и муниципальной службы, система контроля за соблюдением требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих, проблемы этико-профессионального развития государственных и муниципальных служащих;

— зарубежный опыт управления нравственными отношениями в государственной службе, рассматриваются возможности и практика его адаптации к российским условиям.

Настоящий учебник содержит вопросы для обсуждения, перечни нормативных правовых актов, научной и специальной литературы, глоссарий, а также фонд тестовых и практических заданий.

Отдельные темы учебника представляют собой переработанные и адаптированные варианты текстов, вошедших в изданные ранее учебно-практические пособия автора "Служебное поведение государственного гражданского служащего: моральные основы" и "Этика деловых отношений"[1].

Учебник предназначен для академического бакалавриата. Он также может быть использован в учебном процессе в системе среднего профессионального образования, довузовской подготовки, прикладного бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, в программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки государственных и муниципальных служащих. Учебник полезен служащим всех уровней управления.

Автор выражает глубокую благодарность и искреннюю признательность своим учителям, коллегам, рецензентам, которые на разных этапах и в разной форме помогли прийти к созданию этого учебника и оказали существенную научную, методическую, организационную и иную помощь и поддержку в процессе работы над ним.