Предисловие

Предлагаемый учебник является третьим, переработанным и дополненным изданием предыдущего учебника "Экспериментальная психология" (М. : Издательство Юрайт, 2012). Его построение и изменение базируется на более чем 25-летнем опыте чтения автором этого курса на факультете психологии МГУ имени М. В. Ломоносова.

В учебнике экспериментальный метод раскрывается как определенный путь проверки теоретических положений па основе выдвижения каузальных гипотез. Это наиболее строгий путь организации психологического исследования, направленный на сбор данных как косвенных свидетельств о психических процессах и явлениях, включаемых в логику гипотетико-дедуктивного вывода об исследуемой причинно-следственной зависимости. Этот путь в психологии не является единственным, поэтому экспериментальный метод представлен в системе основных методов психологического исследования. Следуя традиции названия "Экспериментальная психология", соответствующие учебники разных периодов развития самой психологии также строились по-разному. Предлагаемый вариант следует сложившемуся в последние четверть века раскрытию системы методов путем выделения их как инвариантов организации исследования, характеризующихся определенными нормативами его построения, анализа устанавливаемых психологических фактов и возможностями обобщений.

Освоение исследования на принципах, которыми руководствовалась наука на классической стадии ее развития (и классическом идеале рациональности научного познания) и которые включали определенные условия причинного вывода (в варианте, сложившемся в более чем трехсотлетнем развитии естественных наук), стало основным направлением в разработке экспериментального метода в психологии. С этим была связана и другая существенная особенность — ориентация на получение в психологическом исследовании достоверного знания косвенным путем, па основе психологических реконструкций экспериментальных фактов и их объяснений.

Принцип экспериментирования изначально связывался с косвенными методами познания. В психологии он стал включаться в исследования еще в XIX в., а методологию его эксплицировал в 1930-е гг. в своей работе К. Поппер (по образованию психолог, а затем методолог науки) [1983]. В психологии этот косвенный путь был намечен в связи со спецификой предмета изучения и преодолением постулата непосредственности. Отказ от представления о непосредственной данности психологического знания и от идеи непосредственного познания чужой души (методом понимания) лег в основу поиска косвенных путей, позволяющих строить обоснованные выводы о психологической реальности.

Представление основ экспериментального метода в психологии предшествует в учебных планах курсу "Методологические основы психологии", и я старалась по возможности не включать в учебник раскрытие тех аспектов построения психологического знания, с которыми студенты должны будут знакомиться позже в названном курсе (Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. "Методологические основы психологии", 2006—2013). За рубежом представлены разные варианты: как углубленного знакомства с методологическими проблемами экспериментирования (в немецкой литературе — книга К. Хольцкамна Ilolzkamp, 1981]), так и поверхностного представления планирования экспериментов, не "отягощаемого" обсуждением того, как эксперименты связаны с построением теоретического мира психологии (с такими пособиями отечественный читатель знаком по переводам с английского, хорошим исключением из которых пока остается книга Д. Кэмпбелла [1980]).

Другое направление спецификации психологических проблем — разработка все более конкретных гипотез, выделение ключевых переменных и предполагаемых базисных процессов, что приводит к необходимости развития репертуара психологических измерений {measures) и выдвижению на авансцену квазиэкспериментального подхода. Повышается качество и сложность измерительных моделей. Соответственно, в ответах на вопросы о том, что стоит за измеряемыми переменными, большую роль приобретает контроль соотнесения технологического и содержательного (интерпретационного) обоснований. Тем самым все меньше остается места для ошибок "пропущенных звеньев".

Место традиционных описательных обзоров при постановке проблемы и выявлении новых исследовательских задач начинают занимать метааналитические исследования, существенно подкрепленные сегодня разработкой стратегий поиска средних взвешенных эффектов [Корнилов, Корнилова, 2010]. Учитывая роль метаанализа как раздвигающего рамки коммуникаций внутри научного сообщества, я включила соответствующую главу в учебник.

Наконец, укажу еще один аспект в современных трендах: использование новых методов обработки данных имеет ярко выраженную тенденцию развития моделирующего подхода в психологии. При этом существенным является изменение в типах психологических гипотез, проясняемых в соответствии с новыми возможностями работы с базами данных, получаемыми в эмпирическом исследовании. Некоторые воплощения моделирующих методов также включены в данный учебник, поскольку в современных исследованиях соответствующие им схемы проверки гипотез сочетаются с экспериментированием.

При включении в учебник ряда новых тем мне помогали молодые коллеги, которые написали следующие параграфы и главы учебника: С. А. Корнилов — гл. 3 (3.2.1), гл. 5 (5.2), гл. 8 (8.2), гл. 18, 19 и совместно — гл. 21; Б. Б. Величковский — гл. 12 (12.2) и гл. 17.

В результате прохождения курса студент должен:

знать

• основы и конкретную методологию проведения научных исследований в областях фундаментальной, теоретико-экспериментальной и практической психологии;

• основные принципы проведения метаанализа для ориентировки в общем поле устанавливаемых эффектов и соотнесения самостоятельно получаемых данных с представленными в психологической литературе;

• принципы и приемы разработки методического инструментария психологии, включения различного типа методики (наблюдения, психодиагностики и т.д.) в различные типы исследований;

• проблемы операционализации психологических переменных и иных показателей в психологических исследованиях;

• основные схемы сбора данных в экспериментальных и других типах исследований и связь их с видами проверяемых гипотез;

• основы планирования психологических экспериментов в научных и практических целях;

• специфику применения метода наблюдения и качественных исследований в психологии;

• специфику лонгитюдных и кросскультурных исследований;

• критерии оценки различных типов валидности психологического исследования, надежности и репрезентативности данных;

• общие принципы моделирующего подхода и применения математических моделей в области психологии; связи их с типами проверяемых гипотез и используемыми научными (психологическими) моделями;

• принципы построения обобщений применительно к разным типам реализуемых методов в психологии;

• стандартные требования по подготовке отчетов о проведенном научном исследовании;

уметь

• разрабатывать концептуальные модели психологических исследований;

• выделять объект и предмет исследования, выбирать метод как подход к решению поставленной проблемы;

• ставить цели и задачи научного исследования, включая разработку гипотез и экспериментальных моделей;

• разрабатывать дизайн исследования на основе решения задач содержательного и формального планирования в целях получения достоверных данных;

• обосновывать выбор планов для различных типов экспериментальных исследований в психологии;

• соотносить в исследовании проверку гипотез различного уровня — теоретических, эмпирически загруженных и статистических;

• определять способы построения выборок — состава участников исследования, а также степень их информированности о задачах исследования;

• различать типы психологических шкал и их связь с применяемыми методическими процедурами и способами обработки данных;

• проводить спецификацию задачи исследования с точки зрения применения различных способов обработки данных в зависимости от гипотез исследования, реализуемых планов (дизайнов) и предполагаемой направленности обобщений на основе получаемых результатов;

• самостоятельно ставить проблемы и проводить научные исследования в психологии;

владеть навыками

• методологического анализа соотнесения психологических теорий и проектируемых и проводимых психологических исследований;

• планирования экспериментального и других типов исследований в областях фундаментальной и практической психологии;

• применения различных экспериментальных планов, планов корреляционных и квазиэкспериментальных исследований для проверки психологических гипотез;

• взаимодействия с участниками исследования, включая их в ситуацию исследования и осуществляя последующий дебрифинг;

• контроля за выводом как организацией обобщений па основе знания нормативов гипотетико-дедуктивного вывода, оценивания валидности исследования и различения выводов в пределах и за пределами экспериментальных ситуаций.