Предисловие

Авторский коллектив кафедры "Экономическая теория" МГТУ им. Н. Э. Баумана благодарит всех, кто проявил интерес к нашей книге.

В новом издании учтены экономические преобразования, которые возникли в последнее время и которые прямо или косвенно отразились на основных экономических показателях, лежащих в основе экономических процессов. Авторы учебника постарались учесть изменения требований к преподаванию экономической науки в российской высшей школе. Эти требования предполагают такое изложение экономической теории, которое способствовало бы формированию грамотного специалиста с целостным представлением о предмете экономической науки, методах постижения экономических законов и свойствах экономического анализа.

В учебнике доработаны и по-новому отражены перемены, возникшие в нашей жизни из-за негативных явлений, связанных с последствиями экономического кризиса 2008—2009 годов. Более подробно проанализирован ряд экономических преобразований международного масштаба из-за событий в регионах, экономика которых понесла определенные потери и способствовав изменению экономических приоритетов. Это привело к тому, что в книге значительно расширился диапазон представленного материала по сравнению с другими аналогичными изданиями. Вместе с тем, ОГЛАВЛЕНИЕ учебника полностью соответствует требованиям высшей школы на основе последнего поколения образовательного стандарта РФ.

Курс экономической теории, представленный в учебнике, сохранил структуру и логику изложения, уже продемонстрировавшую свою эффективность. Так, общие вопросы предмета и метода курса "Экономическая теория", закономерности экономической организации общества представлены в первом разделе книги. Второй раздел посвящен микроэкономическим процессам, связанным с поведением отдельных экономических субъектов, их взаимодействию на рынках, формированию цен на производимые товары и услуги, а также факторам производства. В этом же разделе рассматриваются такие категории, как цена конкретного продукта или услуги, численность работников предприятия, доход фирмы, работника или семьи и т.д. Основой третьего раздела является макроэкономический подход, связанный с анализом функционирования национального хозяйства в целом.

Анализируются такие показатели как национальный доход, национальное богатство, валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), инфляция, безработица и т.д. Четвертый раздел представлен анализом общих экономических проблем нашей цивилизации. Здесь учитываются новые экономические преобразования, связанные с изменениями, возникшими в последнее время. Эти изменения представляют угрозу устойчивому развитию человечества. Потому особое внимание в этой части учебника уделено исследованию состояния нашей цивилизации, связанного как с экономическими изменениями внутри отдельных стран, так и с глобальными проблемами человечества в целом. Последний, пятый раздел, посвящен истории экономической науки, от ее зарождения до работ современных представителей экономических школ.

Многие главы учебника сопровождаются контрольными вопросами и заданиями, темами для написания рефератов и выполнения контрольных работ, а также списком рекомендуемой литературы.

Данный учебник является коллективным творчеством людей, объединенных общей задачей. Это позволило авторскому коллективу проявить согласованность и единство в отношении основных теоретических и методологических принципов экономической науки.

В результате изучения учебника студенты должны:

знать

• ОГЛАВЛЕНИЕ предмета современной экономической науки;

• как взаимодействуют экономическая теория и экономическая политика;

• в чем состоят достоинства и недостатки рыночной системы хозяйства;

• на построение какой экономической системы направлены реформы, проводимые в России;

• особенности действия законов спроса и предложения на конкурентном рынке;

• механизм функционирования предприятий в условиях рыночной экономики.

• каковы отличия макроэкономики от микроэкономики;

• в чем состоит значение системы национальных счетов;

• каковы условия макроэкономического равновесия;

• с чем связана необходимость государственного финансового и денежно-кредитного регулирования экономики;

• какие модели государственного финансового и денежно-кредитного регулирования экономики используются в современной экономике;

уметь

• проводить анализ альтернативных вариантов экономического поведения различных субъектов рыночной экономики;

• оценивать конкурентную среду отрасли;

• определять границы замещения труда другими факторами производства в условиях научно-технического прогресса;

• оценивать экономические и социальные условия предпринимательской деятельности;

• находить новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идеи;

• разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов);

• понимать основные мотивы и механизмы принятия решений органами государственного регулирования;

• оценивать роль финансовых рынков и институтов;

• определять границы государственного финансового и денежно-кредитного регулирования экономики;

владеть

• методами исследования экономических процессов;

• методами построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей;

• методами количественного и качественного анализа поведения потребителей и формирования спроса на товары и услуги;

• методами оценки инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования;

• методами стимулирования малого бизнеса за рубежом и в России;

• методами оценки предпринимательских рисков;

• методами оценки воздействия макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления;

• методами государственного регулирования экономики па разных уровнях государственной власти.