Предисловие

Интенсивные экономические трансформации, которые происходят в последние десятилетия во всем мире, требуют нового осмысления. Их тесная взаимосвязь с социальными и культурными изменениями современных обществ предполагает разработку новых подходов, преодолевающих дисциплинарные границы, установившиеся в социальном и гуманитарном знаниях к концу XX в. Для понимания природы таких явлений, как экономический подъем или глобальный финансовый кризис, изменения форм организации труда и контроля над трудовым процессом, смена моделей хозяйственных организаций, необходимо анализировать их социокультурные предпосылки. Экономическая социология утвердилась в качестве научной и образовательной дисциплины, позволяющей раскрыть социальные и культурные рамки экономического поведения людей, облечь рациональные экономические действия в "плоть и кровь" реальных социальных отношений, складывающихся между людьми в процессе их жизнедеятельности, выявить нормативные и ценностные ограничения, накладываемые обществом на воплощение хозяйственных целей. Это одно из самых современных направлений социологии, использующее ее понятийный аппарат и методологический арсенал в исследованиях различных проявлений хозяйственной деятельности.

Для России, переживающей на рубеже XX–XXI вв. глубокие экономические и социальные изменения, понимание их взаимосвязи и взаимовлияния особенно необходимо. Опыт российской модернизации 1990-х гг. наглядно продемонстрировал глубокую обусловленность экономических институтов социальными отношениями и культурными ценностями, укоренившимися традициями и стереотипами сознания. Поэтому уже в начале 1990-х гг. в нашей стране началось не только интенсивное освоение разработанных на Западе экономико-социологических теорий, но и развитие собственных исследований в этой области. Тогда же экономическая социология была институционализирована в качестве учебной дисциплины, преподавание которой стало устойчивой составляющей профессиональной подготовки социологов, экономистов, а также студентов других социально-гуманитарных специальностей.

Первые учебники по экономической социологии в нашей стране стали появляться во второй половине 1990-х гг., когда ее отдельные направления – индустриальная, или "заводская", социология, социология труда, социология предпринимательства – уже получили развитие в качестве устойчивых научных специальностей. Сегодня существует набор учебников и учебных пособий, предназначенных для разных аудиторий и обладающих собственной методологической и концептуальной спецификой.

Предлагаемый читателям учебник представляет собой обобщение многолетнего опыта преподавания экономической социологии и ориентирован на решение ряда профессиональных и методических задач, обусловивших его особенности.

Прежде всего, экономическая социология представлена в учебнике как динамично развивающаяся современная область социально-гуманитарного знания. Как и социология в целом, экономическая социология включает в себя множество предметных областей, что предполагает ее полипарадигмальный характер и использование обширного теоретико-методологического инструментария, соответствующего конкретным задачам исследований. В соответствующих разделах учебника представлены различные подходы к пониманию рынка, предпринимательства, трудовых отношений, социально-экономического развития и т.д., показаны их познавательные возможности и ограничения. При этом автор стремился избежать эклектичности и описательности, придерживаясь единой логики изложения теоретических проблем. Методологической основой изложения материала послужили познавательные принципы "понимающей социологии" М. Вебера, дополненные современными теоретическими разработками зарубежных и отечественных ученых.

Основные предметные области экономической социологии и подходы к их исследованию представлены в контексте исторического развития теоретического знания от классических теорий, основанных на противопоставлении аналитических моделей "экономический человек" и "социологический человек", экономической рациональности и социальной нормативности, до современных подходов, предполагающих социальную укорененность экономического поведения и экономических институтов.

Автор поставил перед собой задачу избежать избыточного теоретизирования и усложнения изложения материала. Поэтому теоретические подходы к различным предметным областям экономической социологии в учебнике представлены на примерах исторических и современных социально-экономических реалий как российского общества, так и зарубежных стран. В качестве примеров и иллюстраций теоретического материала приводятся данные социологических исследований, статистики, а также разнообразные кейсы.

При изложении материала автор считал необходимым учитывать исторические трансформации социально-экономических реалий, которые представлены в сопоставлении традиционных, современных, постсовременных обществ. Историческая типология хозяйства основывается на характере базовых социальных связей, преобладающих соответственно в традиционных и современных обществах. Особое внимание уделено процессам социально-экономического развития, перехода от традиционного хозяйства к современному и соответствующих социально-культурных трансформаций. В связи с этим представлены наиболее значимые теории социальной динамики, в том числе теории модернизации и теории самобытного развития, а также концепции перехода от натурального и распределительного хозяйства к рыночной экономике.

На современном этапе развития человечества социальные и экономические процессы во многих регионах мира приобрели качественно новый характер, отличным как от традиционных, так и от капиталистических и индустриальных обществ. Социологи разработали целый ряд теорий современного общества – "постиндустриального", "информационного", "постмодерна", "рефлексивного модерна", "текучей современности", "общества риска", "дезорганизованного капитализма" и др. В учебнике представлены положения этих теорий, объясняющие новейшие трансформации экономических институтов и связанных с ними социальных отношений и культурных ценностей.

Важнейшей особенностью современности по сравнению с предшествующими историческими состояниями общества стала глобализация. Экономическая глобализация является одним из ее важнейших векторов, поэтому в учебнике этому направлению уделяется особое внимание. Представлены социологические рефлексии природы и последствий экономической глобализации, трансформации социальной структуры и социальных институтов, сложная диалектика глобального и локального в развитии хозяйства. Глобальные проблемы современности характеризуются с точки зрения их связи с процессом глобализации и структурирования в соответствии с новым системным миропорядком.

Глобализация, модернизация и связанное с ними распространение современных социально-экономических отношений и институтов все же не привели к унификации хозяйственной жизни и способов ее организации. Поэтому в учебнике уделяется большое внимание социокультурному многообразию экономических институтов, их различному воплощению в странах Запада и Востока. В соответствующих разделах представлено своеобразие трудовых отношений, хозяйственных организаций, взаимодействия рынка и государства, теневой экономики в Западной Европе, США, Японии и других странах Востока.

Особое внимание уделяется использованию понятийного аппарата и теоретико-методологических подходов экономической социологии для анализа российских реалий. На основе исторического материала, данных статистики и социологических исследований показаны особенности и исторические трансформации хозяйственной культуры, предпринимательства, трудовых отношений, социального неравенства в российском обществе, специфика модернизационных процессов и участия нашей страны в экономической глобализации.

Учебник предназначен для бакалавров, изучающих социологию, а также для студентов других социально-гуманитарных специальностей, в курс профессиональной подготовки которых входит экономическая социология. Сведения, содержащиеся в учебнике, могут быть полезны для будущих экономистов, специалистов в областях менеджмента и управления, маркетинга, а также связей с общественностью, деловой журналистики и др.

В результате изучения дисциплины студенты будут:

знать

• основные классические и современные социологические теории и школы;

• теоретические основания экономической социологии как отраслевой социологической дисциплины;

• методологические основания социологического исследования, основные методы сбора и анализа социологической информации;

• основные закономерности протекания комплексных социальных процессов и механизмы функционирования основных социальных общностей в сфере экономики;

• закономерности социально-экономических процессов, основные подходы к их изучению, а также особенности их применения в России;

уметь

• производить, отбирать, обрабатывать и анализировать данные о социальных процессах и социальных общностях;

• применять соответствующие целям конкретного исследования методы сбора и анализа данных, учитывать их ограничения, оценивать качество (валидность и надежность) социологической информации;

• участвовать в проектных формах работы и реализовывать самостоятельные аналитические проекты;

• представлять результаты исследовательской и аналитической работы перед профессиональной и массовой аудиториями;

владеть

• способностью использования фундаментальных социологических знаний на практике;

• навыками получения профессиональной информации из различных типов источников, включая Интернет и зарубежную литературу.