Предисловие

Анатомия центральной нервной системы (ЦНС) – один из разделов дисциплины "Анатомия человека", посвященный изучению строения головного и спинного мозга. Эти два органа, исходя из их функционального предназначения, представляют в организме одну из важнейших систем – центральную нервную систему.

Центральная нервная система – это главная интегративно-регуляторная система человеческого организма, обеспечивающая регуляцию, координацию и функциональное взаимодействие отдельных органов и систем органов, а также формирующая целостность организма. Благодаря наличию высокоорганизованной центральной нервной системы человеческий организм является уникальной биологической системой, способной адаптироваться к изменениям внешней и внутренней среды, к саморегуляции и самосовершенствованию.

Кроме интегративно-регуляторной деятельности ЦНС, осуществляемой по рефлекторному принципу, головной мозг отвечает в организме человека за реализацию психических функций, которые включают в себя мыслительные процессы, память, поведенческие и эмоциональные реакции. Несомненно, в этих сложных процессах первостепенным должно быть точное знание структур головного мозга, ответственных за перечисленные выше функции.

Необходимо отметить, что благодаря накопившимся за многие столетия морфологическим, физиологическим и клиническим фактам современная анатомия обладает именно такими возможностями. Вместе с тем знания о строении и функции центральной нервной системы постоянно дополняются и развиваются.

Центральная нервная система – это лишь часть общей нервной системы человеческого организма, которая не способна функционировать без тесных морфофункциональных связей со структурами периферической нервной системы, многообразными по своему строению и предназначению.

Учитывая данное обстоятельство, в предлагаемом учебнике представлена функциональная анатомия не только спинного и головного мозга, но и структур периферической нервной и вегетативной нервной систем, а также органов чувств.

Данный учебник рассчитан на специалистов-психологов, и прежде всего клинических психологов. Авторы убеждены, что познать психологию как науку без понимания структурно-функциональных особенностей организации нервной системы и органов чувств невозможно. В связи с этим вначале необходимо изучить общие принципы структурной организации нервной системы, а затем подробно рассмотреть строение спинного и головного мозга на макро- и микроуровнях.

Материал представлен с позиций функциональной анатомии. Такой принцип изучения позволяет понять не только строение, но и функциональное предназначение каждого из отделов, а также каждой из важных структур центральной нервной системы.

Действительно, на сегодняшний день мы знаем многие "тайны" структурной организации головного мозга, знаем морфофункциональные характеристики отдельных нервных центров и их связи. Квинтэсенцией изучения функциональной анатомии головного и спинного мозга является гл. 4 "Проводящие пути центральной нервной системы", которая позволяет понять структурно-функциональные связи отдельных нервных центров головного и спинного мозга, а также представить возможные функциональные нарушения при поражении определенных нервных центров или проводящих путей.

Как уже отмечалось, для целостного восприятия многоплановой роли нервной системы в частях II и III учебника даются краткие сведения о строении периферической нервной системы и органов чувств (органов зрения, обоняния, слуха и равновесия, вкуса и соматосенсорных органов). Таким образом, включенные в учебник темы охватывают практически весь диапазон знаний о строении нервной системы.

Изучив материал учебника, студент должен:

знать

• общие закономерности развития и строения нервной системы;

• внешнее и внутреннее строение головного и спинного мозга;

• локализацию нервных центров и их функциональное назначение;

• сегментарный и интеграционный аппараты центральной нервной системы;

• ядра, состав волокон, места выхода из мозга и из черепа, зоны иннервации черепных нервов;

• формирование и ветви спинномозговых нервов, а также зоны их иннервации;

• основные проводящие пути центральной нервной системы;

• строение зрительного, слухового, вестибулярного, вкусового и обонятельного анализаторов;

• строение и производные кожи;

уметь

• отличать на препарате спинного мозга передние и задние корешки спинномозговых нервов, демонстрировать чувствительные узлы спинномозговых нервов;

• определять границы отделов головного мозга и демонстрировать относящиеся к ним структуры;

• определять основные борозды и извилины головного мозга;

• демонстрировать места выхода черепных нервов из мозга и черепа;

• схематически изображать рефлекторную дугу и основные проводящие пути центральной нервной системы;

владеть

• навыками ориентации анатомических препаратов спинного и головного мозга;

• навыками чтения магнитно-резонансных томограмм спинного и головного мозга;

• навыками топической диагностики поражений нервных центров головного мозга;

быть компетентным

• в вопросах функциональной анатомии спинного и головного мозга, практически их применять в образовательном процессе при изучении последующих дисциплин по специальности "Психология", а также при разработке специальных программ в реабилитационной практике при различных поражениях центральной нервной системы.

Актуальность учебника. Благодаря широкому внедрению высокоинформативных методик исследования в анатомии, физиологии и клинической медицине накопились новые сведения о строении и функциональном предназначении различных структур центральной нервной системы. Значительные изменения произошли за последние 20 лет. В соответствии с этим возникла необходимость в подготовке учебника по анатомии ЦНС, в котором нашли бы отражение самые современные представления о строении спинного и головного мозга.

Новизна учебника заключается в изложении материала с позиций функциональной анатомии, а также в многоуровневом подходе к изучению структурных особенностей каждого из отделов головного мозга (от макро- до микроуровня), интегрированности со смежными дисциплинами (гистологией, неврологией и др.).

Структура. Учебник состоит из трех частей, логично взаимосвязанных между собой – функциональная анатомия центральной нервной системы, функциональная анатомия периферической нервной системы и функциональная анатомия органов чувств. Каждая часть в свою очередь состоит из глав и параграфов, что позволяет четко рубрицировать материал. Текст богато иллюстрирован классическими и оригинальными рисунками и схемами.

Целевая аудитория. Учебник предназначен для студентов психологических факультетов, обучающихся по специальности "Психология", и прежде всего по специальности "Клиническая психология". Он будет полезен обучающимся по данным специальностям при постдипломной подготовке, а также всем интересующимся особенностями строения и функционирования одной из сложнейших систем организма человека – нервной системы и органов чувств.