Предисловие

Настоящее учебное пособие посвящено узловым проблемам истории отечественной исторической науки. Свою главную задачу авторский коллектив видел прежде всего в том, чтобы дать студентам высших учебных заведений, аспирантам, соискателям, сдающим кандидатский экзамен по общенаучной дисциплине "История и философия науки", всем интересующимся развитием исторической мысли необходимый объем знаний по русской историографии, расширить их базовые представления о пути, проделанном наукой с момента ее возникновения до настоящего времени. При этом авторы, используя достижения в развитии отечественной и мировой историографии, в ряде случаев пересматривают устоявшиеся выводы, оценки и представления.

История исторической науки до 1917 г. получила широкое отражение в ранее изданной научной и учебной литературе, в том числе новейшей. С учетом этого особое внимание в предлагаемой работе уделено советскому и постсоветскому периодам, которые рассматриваются в неразрывном единстве с предшествующими этапами.

По признанию ведущих специалистов в области методологии, историческая наука XX — начала XXI в. в своих сущностных параметрах во многом отличается от классической историографии XIX столетия. Б. Г. Могильницкий в курсе лекций "История исторический мысли XX века" пришел к выводу, что одной из важнейших предпосылок развития мировой исторической пауки "являются се глубинные мотивации, обусловленные внутренними закономерностями трансформации исторического познания. Только благодаря этому она собственно и может претендовать на статус научной дисциплины". Вместе с тем, полагает ученый, в современных условиях особое значение приобрели глобальные процессы, пронизывающие XX в., ибо "историческое познание, будучи самопознанием общества, может быть понятно в своих существенных чертах только в контексте свершившихся в обществе перемен". В полной мере эти положения применимы к развитию отечественной исторической науки в XX — начале XXI в., ведущие тенденции которой анализируются в пособии сквозь призму взаимоотношений истории и современности.

Наряду с рассмотрением конкретно-исторических условий и обстоятельств появления научных концепций и их сути, в пособии кратко излагаются биографии видных представителей отечественной исторической науки. Н. Л. Рубинштейн в книге "Русская историография" писал: "Связи общественные, связи идеологические, личный идейный рост самого изучаемого историка и развитие его научной деятельности — таковы элементы, без которых невозможно историографическое изучение. В ряде случаев эта общественная и научная биография не только раскрывает научные предпосылки, но дает как бы вторичную проверку, материал, дополняющий научный анализ". Еще ранее, на рубеже XIX—XX вв., выдающийся русский ученый А. С. Лаппо-Данилевский справедливо подчеркивал: "Историки — аккумуляторы исторических знаний общества", однако давать "исключительное преобладание изучению личности историка значит превращать историографию в сборник биографий". Несмотря на очевидную неполноту включенных во все главы книги биографических сведений об историках, это позволяет дать картину развития историографии в лицах, раскрыть творческую лабораторию ученых, кратко охарактеризовать их основные исторические труды.

Все главы (кроме первой) представляемого издания сгруппированы в пять разделов. Такое структурирование, по мнению авторов, отражает основные периоды развития отечественной историографии с XI по начало XXI в.

Раздел 1. Исторические знания с древнейших времен до эпохи Петра I.

Раздел 2. Российская историческая наука XVIII в.

Раздел 3. Развитие исторической науки в XIX — начале XX в.

Раздел 4. Советская историография.

Раздел 5. Историческая наука конца XX — начала XXI в.

На протяжении веков весомый вклад в познание прошлого вносили все народы, населявшие Россию. Активно развиваются национальные исторические школы и в настоящее время. Не имея возможности раскрыть в пособии все их многообразие, авторский коллектив ставит своей целью изложить историю развития главным образом русской исторической науки.

Создание обобщающего историографического труда, аналогичного "Очеркам истории исторической науки в СССР" (в 5 т., М.: Наука, 1955—1985), но написанного с учетом изменившегося после 1991 г. самого понятия "отечественная историческая наука", с новых методологических позиций и доведенного до начала XXI в., — дело будущего.

В конце каждой главы приводится библиография, включающая основные историографические источники и литературу. В краткой библиографии в конце книги — историографические труды, изданные в 2001—2012 гг. Все даты до 1 февраля 1918 г. даны по старому (юлианскому) стилю.

Целью изучения дисциплины "Историография истории России" является усвоение студентами важнейших исторических концепций с XI по начало XXI в. включительно. Полученные при изучении дисциплины знания необходимы для углубленного понимания процесса развития российской историографии, а также в исследовательской и преподавательской работе.

Задачами курса являются:

• в хронологической последовательности изучить развитие исторической науки в России;

• выработать навыки работы с историческими источниками и научной литературой.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать

• периодизацию и основные этапы изучения истории России;

• труды выдающихся историков России и их вклад в отечественную историографию;

• основные этапы развития российской историографии;

уметь

• раскрывать смысл и значение исторических понятий; выявлять причинно-следственную связь в развитии историографии;

• находить материалы по истории исторической науки в России в Интернете и анализировать их;

понимать

• значение исторической науки и историографии на современном этапе развития Российского государства и общества;

• необходимость знания истории исторической науки для развития личности и профессионального роста;

• сущность исторического подхода в научном познании;

владеть навыками

• анализа развития отечественной историографии с учетом событий и явлений политической, экономической, социальной и культурной жизни России;

• оценки развития истории отечественной исторической науки со своей точки зрения.

Авторы выражают признательность рецензентам: заведующему кафедрой истории Института переподготовки и повышения квалификации Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, доктору исторических наук, профессору А. И. Уткину и доктору исторических наук, профессору, заведующей кафедрой истории и культурологии Национального исследовательского университета "Московский энергетический институт" М. И. Смирновой за полезные рекомендации и пожелания, а также ценные замечания, которые были учтены при подготовке пособия.