Правый, или "белый", консерватизм

Наряду с левым консерватизмом в современной России существует и правый, "белый", или национально-патриотический, консерватизм. К его разработчикам и приверженцам, как правило, причисляют А. И. Солженицын и А. С. Панарина, В. В. Аксючица, И. Р. Шафаревича, Н. А. Нарочницкую, В. Н. Осипова, А. С. Ципко и др. В начале и середине 1990-х гг. в России было также создано несколько правоконсервативных политических партий – Российское христианское демократическое движение (РХДД) В. Аксючица, Союз "Христианское возрождение" В. Осипова, Конгресс русских общин (КРО) Д. О. Рогозина, Социал-патриотическое движение "Держава" А. В. Руцкого. Однако они не смогли утвердиться на политической арене России в качестве сколько-нибудь серьезной силы и к началу XXI в. оказались вытеснены на периферию политической жизни.

Данное течение отличается от левого консерватизма тем, что его идеологи считают себя наследниками не советской, а главным образом дореволюционной России. Вслед за консерваторами-державниками зарубежья они считают Октябрьскую революцию 1917 г. и советский режим не органическим продолжением русской традиции, а радикальным разрывом с ней, катастрофой. Как утверждал И. Р. Шафаревич, "социализм – это было совершенно чуждое России учение, в отличие от Западной Европы он не имел здесь никаких исторических корней"[1].

Соответственно, в большевиках они видят разрушительную и враждебную исторической России силу.

Их можно считать духовными наследниками славянофилов, а в трактовке державности – консерваторов-охранителей или консерваторов-государственников XIX в. и русского зарубежья XX в. При этом они придерживаются умеренно националистических позиций, руководствуясь началами соборности, предполагающей обеспечение сплоченности и единства всех этнонациональных и конфессиональных сообществ России.

В этом отношении интерес представляет позиция С. Н. Бабурина, который писал: "Я никогда не считал русскую идею идеей этнической. Это не этническая идея. Это идея державная, основанная на русской культуре и русском языке"[2].

Тем не менее у ряда представителей рассматриваемого течения прослеживается стремление характеризовать русскую нацию в примордиалистских терминах. Как утверждает, например, С. М. Сергеев, "нет никакой Евразии как единого историко-географического мира с какой-то выдуманной единой евразийской культурой, а есть русский народ и русская культура... объединившие в своих границах разнообразные европейские и азиатские народы"[3].

В геополитическом плане приверженцы этого направления ратовали не за восстановление СССР, а за объединение с Россией славян, в частности Украины и Белоруссии.

Современные национал-консерваторы всячески подчеркивают цивилизационную самобытность России. По утверждению, например, С. Н. Бабурина, Россия представляет собой государственно-правовую форму русской цивилизации, основанную на особом, преимущественно общинном типе хозяйства, принципах соборности, единстве восточнославянских народов, ведущей роли православия[4].

Запад со всеми приписываемыми ему пороками представляется как антипод России. По мнению, например, С. А. Шестакова, западная цивилизация "вселяет безвдохновенный, технорационалистический “дух” всеобщего упрощения, опошления и усреднения по единым стандартам внешней жизни и превращает людей в однородные кубики для внешнего манипулирования"[5].

Консерваторы-государственники – решительные противники глобализации, которая, по их мнению, ведет к тотальной гомогенизации мира, разрушительной для всего самобытного и уникального в нем, унификации, ведущей к ликвидации национальных границ, традиций, менталитета, морали. Выступая с жесткой критикой глобализации, Н. А. Нарочницкая утверждает, что "в этом проекте униформного пространства нет места не только православной России, но ни одной из великих духовных и национальных традиций человечества"[6].

Правый консерватизм и правая альтернатива приобретают всевозрастающие вес и влияние по мере подрыва традиционных ценностей, установок и институтов, таких как семья, брак, вера, церковь. В этом русле становится понятной растущая в тот период популярность новых литературных жанров, восходящих еще к советскому периоду. Например, заметным явлением в истории русской словесности стало творчество писателей- "деревенщиков", имевших в 60-е и 90-е гг. прошлого века большой читательский успех.