Лекция 14. ПРАВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: СИСТЕМНОЕ СТРОЕНИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ

14.1. Предмет и методы правового регулирования.

14.2. Строение права.

14.3. Материальное и процессуальное право.

14.4. Частное и публичное право.

14.5. Соотношение внутригосударственного и международного права.

14.6. Соотношение и взаимосвязь права и законодательства.

14.7. Систематизация нормативных правовых актов: понятие и виды.

14.8. Правотворчество.

14.8.1. Понятие правотворчества.

14.8.2. Виды правотворчества.

14.8.3. Принципы правотворчества.

14.8.4. Стадии правотворчества.

14.8.5. Юридическая техника.

14.9. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

14.10. Прямое действие конституции (на примере Конституции РФ).

Предмет и методы правового регулирования

В юридической литературе в качестве объекта (предмета) правового регулирования называют общественные отношения, что, на наш взгляд, представляет собой неоправданное ограничение пределов этого объекта. Объектом правового регулирования выступает социальная сфера, которую составляют по меньшей мере три компонента:

1) люди (без них не было бы и никаких общественных отношений);

2) общественные отношения (социальные связи и зависимости);

3) поведение людей.

Социальная сфера является общим объектом целенаправленного правового воздействия. В конечном счете право нацелено на регулирование поведения участников общественных отношений, которое и следует считать предметом правового регулирования. Результатом такого воздействия права на поведение (деятельность) людей являются те или иные варианты правомерного поведения.

Право регулирует различные социальные сферы, и каждая сфера требует для себя различные комбинации, различные сочетания юридических приемов воздействия. Такие целостные сочетания юридических приемов именуются методами правового регулирования.

Существует два основных метода юридического воздействия:

1) централизованное и императивное регулирование – метод субординации;

2) децентрализованное и диспозитивное регулирование – метод координации.

Первый характерен для блока отраслей публичного права (прежде всего для административного права, где превалируют отношения власти и подчинения), а второй – для отраслей частного права (главным образом для гражданского права, субъектам которого присуще равенство правового положения).

В то же время объяснить все своеобразие отраслевого воздействия на свой предмет только названными методами нельзя: в "чистом" виде их нет даже в административном и гражданском праве.

Своеобразие отраслевого регулирования определяется также сочетанием в нем дозволений, запретов и позитивного обязывания. Так, в уголовном праве преобладает правовой запрет.

В зависимости от сочетаний дозволений и запретов выделяют два типа правового регулирования:

1) общедозволительный – "дозволено все, кроме прямо запрещенного";

2) разрешительный – "запрещено все, кроме прямо дозволенного".

Первый тип регулирования в наибольшей мере присущ сфере гражданского оборота, частного права. Второй – сфере публичного права, регулированию государственно-властных отношений.

Иногда в литературе наряду с императивным и диспозитивным методами выделяют поощрительный (метод вознаграждения за правомерное поведение) и рекомендательный (метод совета, рекомендации определенного социально полезного поведения).

Итак, общим объектом целенаправленного правового воздействия является социальная сфера, которую образуют люди, состоящие в определенных отношениях и осуществляющие определенную деятельность.

Предмет правового регулирования – это социально значимое поведение участников общественных отношений.

Метод правового регулирования – это целостное сочетание юридических приемов воздействия на предмет правового регулирования.