Право субъектов на средства индивидуализации

Структура фирменного наименования состоит из двух составляющих:

– сведения об организационно-правовой форме юридического лица;

– собственно наименование, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности юридического лица.

Формой индивидуализации юридического лица служит применение фирменного наименования путем его указаний на вывесках, бланках, в счетах и другой деловой документации, в объявлениях, рекламе, на товарах или их упаковке.

Существенное отличие исключительного права на фирменное наименование от аналогичного права на другие средства индивидуализации товаров, работ и услуг заключается в недопустимости распоряжения исключительным правом на данное наименование, в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования. Этот запрет является еще одним подтверждением закрепленного в ст. 1229 ГК РФ принципа принадлежности права на фирменное наименование только одному лицу.

Требования к фирменному наименованию устанавливаются ГК РФ и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами разд. VII ГК РФ.

Под фирменным наименованием юридическое лицо выступает в гражданском обороте. В качестве фирменного наименования может быть использовано любое оригинальное слово или словосочетание, за исключением некоторых установленных законом ограничений. Не допускается только использование при этом терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица.

Фирменное наименование определяется в учредительных документах коммерческого лица и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Закон разрешает включать в фирменное наименование юридического лица на русском языке и языках народов Российской Федерации иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов России.

Наряду с полным фирменным наименованием допускается также сокращенная форма наименования в виде логотипа, различных аббревиатур и т.п.

Исчерпывающий перечень реквизитов, которые не могут включаться в фирменное наименование юридического лица, дается в ст. 1473 ГК. Это:

• полные или сокращенные официальные наименования Российской Федерации, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;

• полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (Государственная Дума РФ, Совет Федерации и т.п.);

• полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций (ООН, ЮНЕСКО и т.п.);

• полные или сокращенные наименования общественных объединений;

• обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали (например, обозначения, оскорбляющие религиозные чувства).

Включение в фирменное наименование такого юридического лица официального наименования Российской Федерации, а также производных от него слов допускается при соблюдении как минимум двух условий: 1) необходимо специальное разрешение Правительства РФ; 2) более 75% акций акционерного общества должны принадлежать Российской Федерации. Вместе с тем фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия Российской Федерации или ее субъекту. Более жесткие условия использования государственного наименования установлены для акционерного общества.

Фирменное наименование кредитной организации на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму кредитной организации. Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов "банк" или "небанковская кредитная организация".

Специальными правовыми актами регулируется, в частности, использование таких наименований, как "Россия", "Российская Федерация", "Москва", и производных от них слов и словосочетаний. В постановлении Верховного Совета РФ от 14.02.1992 № 2355-1 "О порядке использования наименований “Россия”, “Российская Федерация” и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях организаций и других структур", которое в настоящее время утратило силу, было указано: "Наименования “Россия”, “Российская Федерация” и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях государственных и негосударственных предприятий, учреждений, организаций и других структур (за исключением общественных объединений и религиозных объединений) используются только с согласия Правительства Российской Федерации и в соответствии с принятыми законодательными актами Российской Федерации".

В отношении некоторых обозначений, которые могут быть включены в фирменные наименования, тоже существуют определенные правила, устанавливающие порядок и условия их использования.

Так, слово "банк" и производные от него слова и словосочетания могут использовать в своих фирменных наименованиях только те организации, которым выданы лицензии на осуществление банковской деятельности. Это правило содержится в ст. 7 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности".

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.2011 № 325-ΦЗ "Об организованных торгах" фирменное наименование биржи должно содержать слово "биржа". Использование слова "биржа", производных от него слов и сочетаний с ним в своем фирменном наименовании и (или) в рекламе иными лицами не допускается, за исключением использования соответствующими организациями в своем наименовании и (или) в рекламе словосочетания "биржа труда", а также иных случаев, установленных федеральными законами.

ОГЛАВЛЕНИЕ фирменного наименования должно отвечать определенным требованиям.

1. Фирменное наименование должно обладать различительной способностью, т.е. быть новым и отличным от других для того, чтобы исключить смешение его правообладателя в хозяйственном обороте с иными коммерческими организациями, осуществляющими аналогичную деятельность. В противном случае фирменное наименование не может выполнять свою основную функцию – средства индивидуализации юридического лица.

При несоблюдении этого условия суд может признать незаконным использование фирменного наименования юридическим лицом.

2. Название фирмы должно отражать только те сведения, которые соответствуют действительности. Фирменное наименование должно являться правдивой характеристикой деятельности организации и не вводить в заблуждение участников гражданского оборота и потребителей продукции.

3. Фирменное наименование должно быть неизменным в течение всего времени пользования им в рамках одной организационно-правовой формы предпринимательства и при переходе предприятия от одного собственника к другому.