Лекция 7. Право собственности и его экономическое значение

В современной экономической теории под правами собственности понимают санкционированные поведенческие нормы, совокупность властных прав, поведенческих отношений, складывающихся между людьми по поводу использования ими экономических благ.

В римском праве ведущую роль играли права владения, пользования, распоряжения и наследования. Англосаксонская правовая традиция (в отличие от систем континентальной Европы) рассматривает права собственности как конкретную совокупность частичных полномочий. Эта совокупность расширяется добавлением к ней новых прав или сокращается отделением некоторых правомочий или размыванием прав собственности.

Право собственности – формальный институт. Важно то, как происходит установление прав собственности, а также, почему индивидам выгоден этот институт. Во-первых, права собственности являются институтом, уменьшающим неопределенность во взаимодействии между индивидами. Во-вторых, они выполняют роль мотива экономической деятельности и служат основой развития хозяйственных отношений.

Известна общественная парадигма естественных прав, из которых следует необходимость построения такой экономики, где право собственности представляло бы собой главный институт (рис. 7.1).

Рис. 7.1. Правовые предпосылки рыночного хозяйства

В условиях реформ в России при переходе от централизма к экономике рынков, это положение играло главную роль. Вместе с тем, очевидно, что идеологическая фетишизация данного тезиса реформаторами привела к серьезным экономическим потерям и морально-нравственной дезориентации общества.

Частная собственность подразумевает под собой то, что вся полнота прав на что-либо принадлежит отдельному человеку.

Государственная собственность означает, что право собственности принадлежит государственным учреждениям. Оно реализуется посредством принятия решений на основании установленных правил и процедур, регулирующих интересы общества.

Общая (коммунальная) собственность соответствует тому, что все участники (коммуны, кооператива, которым такая собственность принадлежит), обладают общим правом использования блага (до его присвоения) и частным правом на использование после того, как удалось его получить (присвоить) во временное или постоянное пользование.

При государственной собственности индивид владеет такой собственностью опосредованно, что увеличивает издержки контроля.

Таким образом, результат управления этой собственностью зависит от характера взаимодействия политических интересов.

Коммунальная собственность возникает там и тогда, где и когда издержки но спецификации и защите частных нрав собственности или равны нулю (если благо находится в изобилии), или менее затрат, связанных с их установлением.

Основная проблема заключается в сверх использовании коммунальной собственности: каждый индивид стремится опередить другого в потреблении того, что достается ему бесплатно; его не интересуют другие потребители. Поэтому благо, находящееся в общей собственности, быстро истощается, а такая собственность является неустойчивой и с периодом времени превращается либо в частную, либо в государственную.

Теперь обратимся к вопросу экономического обоснования прав собственности.

Пример.

Допустим, два пастуха пасут стада на двух пастбищах, одно из которых менее плодородно. Запасы кормов на любом из пастбищ не допускают одновременного выпаса обоих стад. Р1, (1 – Р1) вероятность того, что на одно из пастбищ придет первый и второй пастух соответственно.

Таблица 7.1

Экономическое обоснование прав собственности

Второй пастух

Первый пастух

Пасти на первом пастбище

Пасти на втором пастбище

Р1

Пасти на первом пастбище

1-Р1

Пасти на втором пастбище

Существует вероятность того, что оба пастуха одновременно придут на одно пастбище. Тогда и первое, и второе стадо останется неудовлетворенным.

Следовательно, между пастухами может возникнуть борьба за право собственности. В любом случае результатом того, что права собственности не определены, будет проигрыш и снижение эффективности использования двух пастбищ. Значит, пастухам лучше договориться сразу и разделить права собственности. Таким образом, спецификация прав собственности снижает уровень трансакционных издержек в экономике.

Итак, экономическое обоснование права собственности говорит о том, что происхождение этого института отражало потребности общественной жизни в структурировании обменов и производства.

Возвращаясь к правовым предпосылкам рыночного хозяйства, зададимся вопросом, что легализирует права собственности, делает ее рабочим институтом современной рыночной экономики. Ответ на этот вопрос прост – права собственности легализирует конституция рыночной экономики, представленная следующим набором необходимых норм:

сложный утилитаризм – максимальная индивидуализация своей полезности на основе продуктивной деятельности;

простой – характеризуется тем же стремлением, только вне связи с продуктивной деятельность. Все это приводит к поиску ренты;

целерациональное действие оценивает норму сложного утилитаризма, связывая максимизацию полезности с решением конкретных задач. Целерациональное поведение предполагает использование индивидом определенного поведения предметов внешнего мира для достижения поставленных им целей.

При неполноте информации целерациональное поведение превращается в манипулирование (с учетом ограниченности когнитивных способностей). В качестве примеров можно привести рынок подержанных автомобилей или страхование.

Подобное поведение экономических агентов называют оппортунистическим, т.е. под оппортунизмом понимается поведение агента, стремящегося реализовать собственные эгоистические интересы, что сопровождается проявлением коварства и обманом. Оппортунистическое поведение возникает вследствие асимметричного распределения информации между принципалом и агентом.

Гарантии против превращения целерационального поведения в оппортунистическое могут носить структурный или формально-правовой характер. Структурные гарантии предполагают полноту информации, которой располагают участники обмена и совершенствование когнитивных способностей. Формально-правовой характер гарантий при заключении контрактов подразумевает использование специальных процедур:

доверие – ожидание конкретных действий окружающих, которые влияют на выбор;

эмпатия – возможность поставить себя на место контрагента и понять его ощущения, интересы и намерения;

свобода поведения – независимость поведения от намерений и желаний окружающих (в позитивном смысле);

добровольное подчинение закону – уважение закона и готовность его исполнения. Данная норма лежит в основе системы "индивид-государство".