Лекция 7. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Международная организация — это учрежденное во исполнение международного договора объединение государств, осуществляющее на институционной основе международное сотрудничество в параметрах установленных целей и задач.

В российской и зарубежной науке международной юриспруденции представлен целый ряд определений понятия "международная организация". Так, в учебнике по международному праву под редакцией Е. Т. Усенко и Г. Г. Шинкарецкой международная организация определена как субъект международного права, образованный другими субъектами, и конкретно — государствами и другими международными организациями. И. И. Лукашук в монографии "Международное право" обозначает международную организацию, учрежденную договором государств-членов, придавших ей статус международной организации[1]. В учебнике по международному праву, вышедшем под редакцией Ю. М. Колосова и Э. С. Кривчиковой, международная организация показана как постоянное объединение государств, в отличие от международных конференций — их временного объединения. По констатации применимости термина "международная организация" как к межправительственным, так и неправительственным организациям в книге справедливо говорится о различии в их правовой природе[2]. Е. А. Шибаева в своем авторитетном мнении как специалиста по заявленной проблематике обозначает международную организацию как учрежденное в соответствии с международным правом объединение государств, созданное на основе договора для выполнения определенных целей, с системой постоянно действующих органов[3]. В учебнике по международному праву, подготовленному под редакцией Г. В. Игнатенко, право международных организаций определяется как совокупность международно-правовых норм, регламентирующих статус межгосударственных (межправительственных) организаций и объединений, их субъектный состав, структуру, полномочия, порядок деятельности органов, юридическую силу актов[4]. В. Н. Федоров в книге "Международное право" под редакцией В. И. Кузнецова сущность международной организации обозначает в параметрах созданного на основе договора постоянного объединения государств в целях содействия решению международных проблем, предусмотренных его учредительным актом, и развитию всестороннего сотрудничества между государствами.

Доктринальная позиция зарубежных юристов по предмету понятия международной организации в целом сводится к констатации феномена учрежденного на базе международного договора объединения государств, осуществляющего в рамках установленных целей и задач сотрудничество в институционном режиме. И. Рётер (Франция) дает лаконичное определение международной организации как отдельного от государств организма, наделенного правами к волеизъявлению и защите своих интересов. Ф. Аттар (Франция) со ссылкой на мнение М. Виралли определяет международную организацию как ассоциацию государств, созданную на основе договора и наделенную аппаратом постоянных органов, призванных добиваться реализации цели взаимных интересов через сотрудничество между ними.

У. Р. Сломансон (США) по констатации существования в мире порядка 175 международных организаций государств (сами организации он рассматривает в аспекте ассоциации государств) представляет обоснованную по их функциональной деятельности классификацию международных организаций по четырем позициям: 1) публичные и частноправовой направленности; 2) административные и политические; 3) глобальные и региональные; 4) наднационального характера и без такого качества.

При всем разнообразии представленных доктринальных мнений зарубежных юристов по проблематике понятия международной организации логическое восприятие существа международной организации в качестве субъекта современного права со своей собственной международной правосубъектностью вело в подавляющем большинстве случаев к констатации такого содержания. Отсюда не представляется логически вписывающимся в общую картину должного понимания юридической природы международной организации отдельное мнение авторитета науки международной юриспруденции Л. Оппенгейма (девятое издание Курса международного права; Лондон, 1992 г.), согласно которому международные организации, обозначая себя в мировом обществе в качестве реальной международной личности, обладают ограниченной международной правосубъектностью.

Разумеется, международные организации являются, по общему понятию ученых, вторичными (1) и производными (2) субъектами. Вторичными — по факту нахождения во втором эшелоне субъектов после находящегося в первом — самих государств. Производными — по обстоятельствам создания, исключительно в результате согласованного и оформленного в виде договорно-правового акта документа. Однако критерии вторичности и производности отнюдь не снимают статуса международной правосубъектности международных организаций. В аспекте подтвержденной (по решению Международного суда) своей международной правосубъектности международные организации всецело отражают три установленных наукой и практикой международного права критерия правосубъектности: обладание международными правами (1); осуществление по факту своего участия в процессах всестороннего сотрудничества международных обязанностей (2); способность выступить в международных судебно-арбитражных учреждениях с заявительными действиями в защиту своих субъективных прав (3). Все собранное воедино и воплощенное на институционной основе в рамках конкретного международного объединения государств со своими (уже приведенными в ранг "своих") целями и задачами (зафиксированы в учредительном документе — Уставе) и дает субъект международного права под названием "международная организация". Обозначаемые уже как свои, цели и задачи международной организации в параметрах ее участия в международном сотрудничестве на основе верховенства права диктуют востребованность конкретной функциональной деятельности во всем ее многообразии. Л поскольку это так, то критерий осуществления в каждом случае специальных функций (обусловлены целями и задачами организации) и обусловливает функциональную особенность образования международной правосубъектности международной организации. Таким образом установлено уже окончательно, что в международной правосубъектности международной организации лежит функциональная составляющая.

Классификация международных организаций в объективном режиме осуществляется по факту их институционного построения: 1) участие государств в процессах учреждения и 2) функциональная основа международной правосубъектности. Соответственно различаются межправительственные международные организации (созданы с участием государств и обустроены на основе многостороннего договорного акта) и неправительственные международные организации (образованы без непосредственного участия государств и, соответственно, не имеют в своей основе многостороннего межгосударственного договорного акта). Учредителями и участниками международных неправительственных организаций выступают различные международные общественные органы и организации. По факту своего межгосударственного образования международные межправительственные организации выступают субъектами международного права, а ввиду отсутствия в международных неправительственных организациях межгосударственного начала они не представляют собой субъекты международного нрава. Функциональная составляющая в аспекте классификации международных организаций определяет себя в логическом порядке по факту количественного членского состава — универсальные и региональные — и но направлениям конкретного межгосударственного сотрудничества — политические, экономические, гуманитарные, технические, научные, культурные международные межправительственные организации.

Все международные межправительственные организации как универсального характера (Организация Объединенных Наций и ее специализированные международные организации, ст. 57 Устава ООН), так и региональные (Лига арабских государств, Организация американских государств, Африканский Союз, Содружество Независимых Государств, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) содействуют общим целям по укреплению международного правопорядка. Система ООН в параметрах объективного анализа ее вклада в дело обеспечения верховенства права в международных отношениях призвана и дальше оказывать все большее влияние на процессы в мире. В Декларации тысячелетия 2000 г. совершенно справедливо обозначена главенствующая роль ООН в вопросах усиления фактора права в мировом сообществе. Главы 147 глав государств и в общей сложности 191 государство, принявшие участие в Саммите тысячелетия, провозгласили: "Пользуясь этой исторической возможностью, мы вновь торжественно заявляем о том, что Организация Объединенных Наций является незаменимым общим домом для всего человечества и что через нее мы будем стремиться воплотить в жизнь свое общее стремление к миру, сотрудничеству и развитию. Поэтому мы торжественно обещаем всемерно поддерживать эти общие цели и заявляем о нашей решимости обеспечить их достижение".

Параметры целей, обозначенных в Декларации тысячелетия, через консолидированное участие всех международных организаций в общемировых мероприятиях становятся реальными и достижимыми. А ведь реальность политики в жестких рамках права и является залогом поступательного развития мирового сообщества.