Лекция 26. ПРАВО, ГОСУДАРСТВО, РЕЛИГИЯ [1]

26.1. Право и религия.

26.2. Понятие церкви.

26.3. Правовые режимы взаимоотношений государства и церкви (религиозных организаций).

26.4. Взаимоотношения государства и церкви в странах Европейского Союза.

26.5. Типология государств по их отношению к религии и взаимоотношениям с религиозными организациями.

26.6. Теократическая модель общественно-политического устройства.

Неверующих вообще нет. Никого! Каждый человек рождается с врожденным ощущением веры... Мы все дети Божии. Только одни знают это, а другие остаются как бы сиротами. ...Человек никогда веры не чужд... В душе каждого Бог закодирован: в ощущении Вечности, ощущении Высшего начала. И поэтому для того, чтобы прийти к вере, надо прийти к самому себе.

Александр Мень

Бог Сам есть закон и потому право дорого Ему.

Эйке фон Репков

Право и религия

Религия (лат. religio – "набожность, святыня, предмет культа") является одной из древнейших, а также основных (наряду с искусством, наукой, образованием) форм духовной культуры. Главное в религии – это то, что она с древности является мощнейшим внутренним регулятором социально значимого поведения человека.

Каждая религия есть исторически сложившаяся система взглядов и норм, основанная на вере в Бога – "религия есть вера в Бога". Ядром религии является вера.

Вера – это неаргументированное знание: принятие каких-либо сведений как истинных или убежденность в реальном существовании чего-либо независимо от наличия фактов-доказательств. В основе веры могут лежать разные причины и механизмы.

Религиозная вера – предустановленное, изначально заложенное в человеке знание о существование Бога (Творца, Создателя, Абсолюта). Религиозность внутренне присуща человеку. Этот момент не случаен и, несомненно, должен нести в себе определенную функцию. Такой функцией является выстраивание по мере исторического развития человека как существа социального мощных внутренних регуляторов его социально значимого поведения.

Вера – первична, религии – вторичны (историчны). Религиозные взгляды изменялись, сменялись по мере развития форм социальной организации. Сам факт наличия религий в обществе обусловлен объективно – верой, но конкретные религии сложились исторически, под влиянием в том числе и случайных факторов. Социальное значение веры состоит в том, что она есть основа действия, социально необходимого поведения. Христос выразил это словами: "Вера без дел мертва".

Существуют различные типы религий: монотеистические и политеистические, ритуальные и религии спасения, национальные и мировые.

Мировые религии в современном мире – христианство, ислам, буддизм.

Крупнейшие религии сегодня – это христианство, ислам, индуизм, конфуцианство, буддизм, синтоизм, даосизм, иудаизм. Первой по времени своего возникновения мировой религией является буддизм, который возник на территории Индостана в VI в. до н.э.

Предполагается, что религия возникла в эпоху верхнего палеолита (каменный век) на относительно высокой ступени развития первобытного общества. Первоначально объектом религиозного отношения был реально существующий неодушевленный предмет, наделяемый людьми сверхчувственными свойствами, – фетиш. Фетишизм связан с магией, стремлением оказать влияние на ход событий в желаемом направлении при помощи колдовских обрядов, заклинаний и т.п.

В процессе разложения родового строя на смену родовым и племенным религиям пришли политеистические (политеизм – многобожие) религии раннего классового общества. На более поздней стадии исторического развития появляются мировые, или наднациональные, религии – буддизм (VI–V вв. до н.э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.). Они объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей. Одной из отличительных особенностей таких мировых религий, как христианство и ислам, является монотеизм (вера в одного бога). Постепенно складываются новые формы религиозной организации и религиозных отношений. В христианстве – церковь, духовенство (клир) и миряне. Получает развитие теология, которая является исторически первой формой изучения религии.

Теология (греч. teas – "Бог" и logos – "учение") – учение о Боге в католической и протестантской традиции. В православной традиции складывается богословие – наука о прославлении Бога. Православие отвергает всякую возможность познания Бога: Бога нельзя познать, его можно только прославлять.

На основе религиозных представлений складываются религиозные нормы как одна из разновидностей социальных норм. Религия и религиозные нормы возникают позднее первичных мононорм, но быстро проникают во все регулятивные механизмы первобытного общества. В период распада первобытнообщинного строя происходит дифференциация (разделение) мононорм на религию, право, мораль.

На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер взаимодействия права и религии были различными. Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм является настолько тесной, что их следует считать религиозными правовыми системами. Древнейшая из таких правовых систем – индусское право, в котором тесно переплетались нормы морали, обычного права и религии. Другой пример – мусульманское право, которое, по существу, является одной из сторон религии ислама (шариат). Религиозная правовая система – единый религиозно-нравственный и правовой регулятор всех сторон жизни общества.

В период феодализма в Европе были широко распространены каноническое (церковное) право и церковная юрисдикция. Каноническое право, как и право религиозной правовой системы, – это право церкви, право общины верующих. Оно действовало лишь как дополнение к светскому праву и регулировало те вопросы, которые не охватывались светским правом (церковную организацию, правила причастия и исповеди, некоторые брачно-семейные отношения и др.).

Правовые и религиозные нормы могут совпадать с точки зрения своего морально-нравственного содержания. Одни из заповедей Нагорной проповеди Христа – "не убий" и "не укради". Религиозные нормы – необходимый и важный инструмент поддержания и сохранения нравственного и правового порядка в обществе. Они адресованы не только разуму и воле человека, но и его чувствам, эмоциям, интуиции, воображению, душе: они поучают, просвещают, увещевают, призывают, советуют, рекомендуют и нравственно воспитывают человека.

Религиозные нормы, в отличие от юридических норм, имеют односторонний характер, ибо связывают человека с Богом посредством его веры и совести, но не дают человеку никаких прав в отношении к Богу. Это не взаимоотношения между государством и человеком, которые облечены взаимными правами и обязанностями.

Религиозные нормы, в отличие от норм закона, никому не угрожают непосредственным наказанием за их нарушение и никого не принуждают к чему-то, а, главным образом, назидают, предупреждают и координируют поведение человека. Нередко факт глубокого осознания высшей святости и справедливости более действенно парализует злую волю человека, нежели реальная угроза уголовного наказания со стороны государства. Истинная вера придает религиозной норме огромную силу воздействия на состояние, чувства, мысли, намерения и дела человека.

С древних времен право рассматривалось как одно из множества проявлений воли Бога и как средство его реализании на земле. Без глубокого и подробного знания религиозных особенностей того или иного народа невозможно понять и механизм действия его политико-правовых учреждений, ибо каждый народ имеет свою духовно-генетическую конституцию и определенную естественную предрасположенность к той или иной системе ценностей, принципов, обычаев и права. Уже достаточно опытный адвокат Махатма Ганди стал с уважением относиться к правовой науке лишь тогда, когда попытался найти в ней религию.