Лекция 2. ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, ИСТОЧНИКИ, СИСТЕМА

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать

понятие и признаки права ЕС, определяющие его юридическую и социальную сущность;

– принципы и правила, регулирующие соотношение права ЕС с национальным (внутригосударственным) и международным правом;

– принципы права ЕС;

– понятие, классификацию и юридические свойства источников права ЕС;

– основные теоретические подходы к построению системы права ЕС;

уметь

– оперировать изученными юридическими понятиями и категориями;

– анализировать юридические факты, относящиеся к вопросам, рассмотренным в гл. 2, и возникающие в связи с ними правовые отношения;

– анализировать, толковать и правильно применять изученные правовые нормы;

– принимать и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

– осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов;

– давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

– правильно составлять и оформлять юридические документы;

владеть

юридической терминологией по вопросам, рассмотренным в гл. 2;

– навыками работы с правовыми актами по вопросам, рассмотренным в гл. 2;

– навыками анализа правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, разрешения правовых проблем и коллизий, возникающих в процессе применения права ЕС.

Возникновение Европейских сообществ, а затем па их основе ЕС вызвало к жизни новую правовую систему – право ЕС. Основные этапы его становления и развития были прослежены в гл. 1, главным образом в социально-политическом аспекте – сквозь призму вопросов формирования ЕС как надгосударственной политической организации стран и народов Европы.

Цель настоящей главы – характеристика права ЕС именно как юридического явления, рассмотрение общих признаков, определяющих его сущность, ОГЛАВЛЕНИЕ и формы (источники)[1].

Понятие и сущность права Европейского Союза

Что такое право Европейского Союза? Смысл данного понятия отчасти виден из трех слов, его обозначающих. Во-первых, право ЕС как объективное право представляет собой определенную совокупность юридических норм. Во-вторых, все эти нормы создаются и действуют в рамках ЕС и имеют обязательную силу в пределах его территории.

Указанные черты являются внешними, лежащими на поверхности. В то же время для того, чтобы определить любое понятие, нужно выявить глубинные, существенные признаки обозначаемого им явления или предмета. Соответственно ответ на поставленный вопрос – что есть право ЕС – напрямую зависит от ответа на другой: в чем заключается сущность данного права?

Сущность права ЕС выражает главные, основополагающие свойства данного правового явления. В зависимости от способа рассмотрения она выступает в двух главных составляющих: как юридическая и как социальная сущность.

Юридическая сущность

Юридическая сущность права ЕС определяет его место в системе юридических норм. Юридическая сущность права ЕС менялась на разных этапах его развития. Исторически первым источником права ЕС послужил Договор об учреждении ЕОУС, т.е. международный (межгосударственный) договор. Соответственно, право ЕС зародилось и на первых этапах являлось преимущественно международно-правовым феноменом, составной частью международного (публичного) права.

В сходных выражениях определял юридическую сущность права ЕС (сначала – права ЕЭС и других Европейских сообществ) судебный институт этой организации – Суд Европейского Союза (первоначально Суд Европейских сообществ). В одном из своих главных прецедентных решений начала 1960-х гг. он провозгласил ЕЭС "новым правопорядком международного права, в пользу которого государства-члены ограничили свои суверенные права, хотя и в ограниченных сферах"[2].

Однако передача государствами-членами целого ряда суверенных полномочий институтам Сообществ постепенно вызвала обособление их правовой системы от международного права. Главным объектом регулирования международного нрава служат отношения между суверенными государствами, а основным источником – международный договор как результат согласования воль независимых друг от друга стран.

Напротив, право Европейских сообществ, подобно праву национальных государств, пошло по пути регулирования общественных отношений с участием всех субъектов, включая непосредственно граждан и юридических лиц. Основной формой правового регулирования в ЕЭС, ЕОУС, Евратоме, как и в государствах, стали нормативные правовые акты, действующие без ратификации и способные наделять правами и обязанностями каждого человека.

Тем самым право Европейских сообществ (ныне право ЕС) по своей юридической сущности со временем эволюционировало в сторону национального права – и эта эволюция продолжается в настоящее время. В то же время право ЕС не выступает полным аналогом национального (внутригосударственного) права. Для этого необходимо, чтобы Европейский Союз превратился в государство, коим он на сегодняшний день не является и едва ли им станет в обозримом будущем.

Таким образом, отделившись от международного права, право ЕС не слилось целиком и с внутригосударственным правом. Оно выступает сейчас как самостоятельная правовая система со своими источниками, формами правотворчества и правоприменения, специфическими механизмами защиты юридических норм от нарушений.

В связи с этим Суд ЕС к началу 1990-х гг. (еще до подписания ДЕС) изменил свою характеристику юридической сущности Европейских сообществ и их правовой системы: "[учредительные] договоры создали новый правопорядок, в пользу которого государства-члены ограничили свои суверенные права в как никогда ранее широких сферах, и субъекты которого состоят не только из государств-членов, но и их граждан"[3].

"Следует напомнить в первую очередь, что Договор о ЕЭС создал свою собственную правовую систему, которая выступает составной частью правовых систем государств-членов ...субъектами этой правовой системы выступают не только государства- члены, но и их граждане"[4]. Ссылки на принадлежность права ЕС к международному правопорядку, как видно, из решений Суда ЕС исчезают, что отражает объективные изменения, происходящие в реальной жизни.

В настоящее время аналогичные оценки юридической сущности права ЕС как правовой системы, отличной от международного права, можно встретить и в решениях органов конституционной юстиции государств – членов ЕС. Например, Конституционный совет Франции в решении от 20 декабря 2007 г. по делу о ратификации Лиссабонского договора прямо указал, что правопорядок ЕС является "отличным от международного правопорядка" (distinct de l'ordre juridique international), т.е. не должен считаться частью международного публичного права[5].

Итак, право ЕС в настоящее время превратилось в самостоятельную правовую систему. Она имеет сходства и во многом пересекается с "классическими" правовыми системами (национальным и международным правом), но не сводима полностью ни к той, ни к другой. При этом, как и другие правовые системы, право ЕС имеет комплексный предмет правового регулирования. Оно регламентирует многообразные общественные отношения и уже в качестве системы права подразделяется на различные отрасли и институты, как частно-, так и публично-правовые (см. 2.6).

Юридическая сущность права ЕС определяется не только тем, что это самостоятельная правовая система, но и тем, что это система особая.

Право ЕС выступает в качестве особой правовой системы прежде всего потому, что она имеет новый и нестандартный характер, не сводимый к традициям "классических" правовых систем, которые возникли и развивались на протяжении тысячелетий: международному и внутригосударственному праву. В связи с этим для общего наименования этой новой правовой системы в теоретической литературе стал употребляться термин "наднациональное право".

Правовая палитра современного мира представляет собой, таким образом, совокупность уже трех правовых систем: внутригосударственного права (для каждой страны своего), международного права и права наднационального (право ЕС). Можно предположить, что развитие интеграционных процессов в разных регионах земного шара со временем приведет к возникновению и других наднациональных правовых систем, полезным примером и образцом для которых способно послужить право ЕС[6].

Особенность нрава ЕС проявляется и в другой его черте. Как новая правовая система право ЕС возникает и развивается на базе накопленных веками правовых традиций государств-членов, впитывает в себя их достижения. Поскольку же в ЕС входят страны, относящиеся к разным "правовым семьям" (континентальной и англосаксонской), правовая система ЕС представляет собой синтез традиций как романо-германского, так и общего права (влияние первого в целом сильнее).

Как особой правовой системе праву ЕС также присущи специфические методы правового регулирования. Они дополняют в праве ЕС методы, присущие всем правовым системам современного мира (методы управомочивания, позитивного обязывания и запрета; императивный и диспоитивный методы; коллизионный метод).

Поскольку право ЕС формируется на фундаменте сложившихся ранее национальных правовых систем государств-членов и направлено на приведение их к общему знаменателю, важнейшим методом правового регулирования ЕС выступает метод гармонизации (сближения) национальных законодательств, т.е. установление единообразных правил поведения в конкретной сфере общественной жизни.

Термин "гармонизация" или его синонимы и близкие по значению слова ("сближение", реже "координация") может включаться и в название издаваемых институтами ЕС правовых актов, например: Регламент (ЕЭС) № 3820/85 Совета от 20 декабря 1985 г. о гармонизации некоторых положений по социальным вопросам в области дорожного транспорта[7], Директива 98/59/ЕС Совета от 20 июля 1998 г. о сближении законодательств государств-членов в отношении сокращений штатов[8], Директива 2001/29/ЕС Европейского парламента и Совета от 22 мая 2001 г. о гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе[9], Директива 2009/65/ЕС Европейского парламента и Совета от 13 июля 2009 г. о координации законодательных, регламентарных и административных положений, касающихся некоторых учреждений но коллективному вложению средств в ценные бумаги[10] и т.д.

Степень единообразия, достигаемая в результате гармонизации национальных законодательств на уровне ЕС, бывает различна. В одних случаях правовые акты ЕС ограничиваются установлением общих минимальных стандартов, которые государствам-членам разрешается повышать в своем внутреннем законодательстве, например, в области трудового права или уголовной ответственности за ряд преступлений. Такой вид гармонизации принято называть "минимальной гармонизацией".

В других случаях ЕС устанавливает очень детальные правила, которые практически не оставляют возможности государствам-членам для самостоятельного нормотворчества: "полная" или "тотальная" гармонизация (англ. total harmonization; франц. harmonisation totale). Если же ЕС издает нормативный акт прямого действия, который заменяет собой законы государств-членов в конкретной сфере, то такую высшую степень обеспечения единообразия принято называть унификацией[11].

Кроме метода гармонизации (включая унификацию), в праве ЕС получил распространение метод взаимного признания. В рамках этого метода правовым нормам и действиям на их основе, совершенным на территории одного государства-члена, придается обязательная сила на территории остальных государств-членов. Примерами использования этого метода являются, например, законодательство ЕС о взаимном признании судебных и внесудебных решений по гражданским и уголовным делам, о признании трудовых стажей работников-мигрантов в целях назначения пенсии и т.д.

Метод взаимного признания может использоваться как отдельно, так и в сочетании с методом гармонизации. Так, Директива 2006/26/ЕС Европейского парламента и Совета от 20 декабря 2006 г. о водительском удостоверении[12] предусматривает взаимное признание между государствами-членами выданных ими водительских удостоверений. Основой для такого признания служат предусмотренные в Директиве единообразные правила относительно категорий водительских удостоверений, их оформления, порядка сдачи экзаменов и др.

Наконец, все более широкое распространение в современном праве ЕС получает метод, называемый методом "двадцать восьмого режима"[13]. Как и гармонизация, метод "двадцать восьмого режима" предусматривает установление на уровне ЕС единообразных правил поведения в определенной сфере общественной жизни.

В то же время, в отличие от гармонизации, эти правила не затрагивают национальное законодательство, а действуют параллельно с ним, в дополнение к национальным правовым режимам 27 государств-членов (отсюда название "двадцать восьмой", т.е. дополнительный, факультативный режим).

Суть метода "двадцать восьмого режима" состоит в том, что гражданам и юридическим лицам, особенно тем, кто участвует в трансграничных отношениях, разрешается выбирать для себя вместо национальных единообразный европейский правовой режим, установленный на уровне ЕС в целом. Например, гражданин или юридическое лицо, желающие зарегистрировать товарный знак, могут сегодня сделать это по национальному законодательству (национальный товарный знак). Однако в качестве альтернативы они имеют право зарегистрировать в специальном учреждении ЕС товарный знак ЕС, который автоматически будет пользоваться охраной во всех государствах-членах.

Аналогичным образом юридические лица в ЕС могут по-прежнему учреждаться в национальных организационно-правовых формах. Однако хозяйствующие субъекты на основании специальных законодательных актов ЕС могут воспользоваться европейскими организационно-правовыми формами (например, европейским акционерным обществом или европейским кооперативным обществом). Юридическое лицо, созданное в европейской форме, получает право перемещать свое местонахождение по всей территории ЕС, что может быть особенно интересно транснациональным корпорациям.

В настоящее время метод "двадцать восьмого режима" планируется распространить и на прямое налогообложение. Внесенный в 2011 г. проект директивы ЕС[14] предусматривает для юридических лиц право отказываться от применения национальных законодательств и выбирать для исчисления доходов и расходов правила, которые будут установлены на европейском уровне. Для тех юридических лиц, кто нс пожелает перейти на европейские правила, останется в силе национальное налоговое законодательство государства-члена, где они расположены.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы относительно юридической сущности права Европейского Союза:

– право ЕС – это самостоятельная правовая система по отношению к "классическим" системам внутригосударственного и международного права;

– право ЕС является особой комплексной правовой системой, интегрировавшей в себе черты, с одной стороны, национального и международного права, с другой – континентального и англосаксонского права. При этом в праве ЕС имеются и свои уникальные юридические конструкции, впервые здесь разработанные и опробованные на практике, а также специфические методы правового регулирования;

– главной тенденцией эволюции права ЕС является его сближение по ряду формальных и сущностных характеристик с национальным (внутригосударственным) правом, при сохранении и творческом развитии его международно-правовых черт. Возникающая в результате такого развития уникальная правовая система будет с неизбежностью отличаться от двух "сплавленных" вместе базовых компонентов и будет обладать принципиально новыми качествами, многие из которых нам еще не известны.

Социальная сущность

Право по своей природе – социальный институт. Чтобы понять его, нужно выйти за рамки абстрактных юридических норм и обратиться непосредственно к "социальной материи", к тем общественным отношениям, которые право должно регулировать и охранять.

Фактическую роль, которую играет право в общественной жизни, характеризует категория его социальной сущности. Таким образом, социальная сущность права ЕС отражает его место и значение в обществе в целом.

Для понимания социальной сущности права ЕС нужно еще раз обратиться к историческим предпосылкам, которые вызвали его к жизни. Причиной и целью, ради которой сначала 6, а сегодня 27 европейских государств учредили Европейские сообщества, затем Европейский Союз, послужило желание добиться "прекращения исторической разделенности европейского континента", "заложить основы все более сплоченного союза народов Европы" (преамбулы ДЕС и ДФЕС). Для этого потребовалось создать единое экономическое пространство, учредить надгосударственную организацию политической власти, приступить к введению единой валюты, строительству совместной оборонной организации и т.д. Все эти и другие интеграционные мероприятия реализуются, естественно, посредством издания юридических норм. Именно в праве ЕС закреплен режим единого внутреннего рынка ЕС, статус институтов, органов и учреждений ЕС, порядок введения и функционирования евро и т.д.

Правовая интеграция, таким образом, опосредует интеграцию социально-экономическую и политическую, а право ЕС выступает средством регулирования интеграционных процессов. При этом – в отличие от многих норм национального и международного права – нормы ЕС не столько закрепляют уже сложившиеся общественные отношения, сколько целенаправленно изменяют, преобразуют их. Назначение и ценность данной правовой системы определяются тем, что она служит инструментом преобразования общественных отношений в направлении социально-экономического и политического единства.

Именно для этой цели – усиления преследующей в конечном счете интересы человека интеграции – принимаются новые и изменяются действующие нормы и источники права ЕС. По своей социальной сущности, следовательно, оно выступает как интеграционное право.

Определение понятия "право Европейского Союза"

Выводы, полученные при анализе сущности вместе с другими характеристиками права ЕС, позволяют сформулировать три главных признака данного правового явления:

1) право ЕС есть особая самостоятельная правовая система, наднациональное право;

2) право ЕС является интеграционным правом;

3) нормы данного права создаются в рамках политической организации "Европейский Союз". Ее состав (27 государств-членов) фиксирует границы территории, в пределах которой нормы правовой системы ЕС имеют обязательную силу.

Объединяя указанные признаки, мы приходим к следующему определению понятия "право Европейского Союза". Право Европейского Союза – это особая правовая система, нормы которой регулируют общественные отношения, складывающиеся при развитии интеграционных процессов в рамках ЕС.