Право Европейского Союза и международное право

Возникнув как составная часть международного публичного права, право ЕС постепенно отделилось от него и превратилось в самостоятельную правовую систему. Соответственно, как и в случае с национальным правом, возникает проблема определения соотношения по юридической силе норм двух разных правовых систем, в данном случае – права ЕС и международного права.

В отличие от соотношения с правом государств-членов, данный вопрос не получил единого ответа ни в учредительных документах, ни в решениях Суда ЕС. Поэтому ответ на него следует искать, исходя из доктринальных соображений и сложившейся в Союзе практики.

ОГЛАВЛЕНИЕ ответа на поставленный вопрос будет различным в зависимости от характера международно-правовых норм и их источников.

Общепризнанные принципы и нормы международного права

В системе международного публичного права высшей юридической силой обладают основные (общепризнанные) принципы, которые принято рассматривать в качестве jus cogens (императивные нормы). В связи с этим, как представляется, общепризнанные принципы международного права, а также положения главных международных договоров универсального характера (прежде всего Устава ООН) должны иметь приоритет над нормами права Союза.

Данный вывод косвенно подтверждают и положения самой "конституции" ЕС – его учредительных документов. Так, в ст. 3 ДЕС зафиксировано обязательство ЕС способствовать "неукоснительному соблюдению и развитию международного права, особенно, соблюдению принципов Устава Организации Объединенных Наций".

В разделе V ДЕС, посвященном правовым основам внешнеполитической деятельности Союза, в числе руководящих начал подобной деятельности названо "соблюдение принципов Устава Организации Объединенных Наций и международного права". Одной из главных целей всех мероприятий ЕС на международной арене выступает сохранение мира, предотвращение конфликтов и укрепление международной безопасности "в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, а также принципами Хельсинского Заключительного акта и целями Парижской Хартии [ОБСЕ]" (ст. 21 ДЕС).

В свою очередь, проведение военных операций и других мероприятий в рамках общей политики безопасности и обороны ЕС должно строиться "в соответствии с принципами Устава Организации Объединенных Наций", в том числе в соответствии со ст. 51 Устава ООН, гарантирующей всем государствам право на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженной агрессии из-за рубежа (ст. 42 ДЕС).

В целом аналогичное решение проблемы избрано применительно к вопросу о соотношении права ЕС с нормами Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Конвенция является основным биллем о правах общеевропейского характера, соблюдать который в полном объеме обязаны все государствачлены ЕС и сам Европейский Союз в лице своих институтов, органов и учреждений.

В связи с этим в принятом в рамках ЕС собственном билле о правах – Хартии Европейского Союза об основных правах 2000 г. – закреплено, что ее положения не должны противоречить Конвенции, включая созданную на основе Конвенции судебную практику Европейского Суда но правам человека.

Точно так же любые правовые акты институтов ЕС (акты "вторичного права") должны соответствовать Конвенции, а в случае противоречия могут быть признаны недействительным Судом ЕС. Ситуация не изменится и после завершения предусмотренного Лиссабонским договором присоединения ЕС к Конвенции в качестве самостоятельной стороны. В этом случае в Европейском Суде по правам человека можно будет обжаловать действия и решения не только национальных властей, но и институтов, органов, учреждений ЕС, включая решения Суда ЕС.

Вместе с тем допускается предоставление со стороны Союза более широкой защиты субъективных прав и свобод. Это разрешается и самой Конвенцией, которая является в этой сфере своеобразным общим минимальным стандартом (см. гл. V).