Лекция 2. ПРАВО ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

В результате изучения главы бакалавр должен:

знать основные этапы формирования экологических прав человека и гражданина в международном и российском праве; ОГЛАВЛЕНИЕ основных экологических прав и обязанностей граждан и их объединений; судебную практику по экологическим делам;

уметь правильно толковать нормы экологического права; эффективно применять правовые нормы, регламентирующие экологические права и обязанности граждан;

владеть навыками по составлению документов по защите экологических прав граждан в органы государственной власти, местного самоуправления, общественные и иные экологические некоммерческие организации.

Право человека на благоприятную окружающую среду

Право человека на благоприятную окружающую среду формировалось в международном праве в течение нескольких десятилетий. В научной литературе выделяется несколько этапов данного процесса[1].

Па первом этапе (1948–1972) в Уставе ООП (принят в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 г.), Всеобщей декларации прав человека и гражданина (принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООП), Международных пактах о правах человека (приняты 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496 пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) и т.д. не упоминается "право на благоприятную окружающую среду", однако отмечается связь между качеством "условий жизни" и качеством окружающей среды, а также указывается наличие такого "жизненного уровня", который необходим человеку для достойного существования. В других международных документах этого периода основное внимание уделялось защите отдельных категорий субъектов от некоторых видов вредного воздействия.

Второй этап (1972–1992) обусловлен решениями Конференции ООН по окружающей человека среде, прошедшей в июне 1972 г. в г. Стокгольме. На конференции были приняты Декларация по окружающей среде, Декларация принципов и План мероприятий, объединение в единый документ, получивший название "Стокгольмская декларация". В Декларации принципов впервые в международном праве было сформулировано понятие права человека на благоприятную окружающую среду.

После Стокгольмской конференции 1972 г. начинается неизвестный ранее в международном праве процесс его постепенной экологизации.

Это проявляется в упоминании о необходимости защиты окружающей среды даже в узкоспециализированных документах в области прав человека, которые посвящены совершенно другим вопросам. Например, п. 9 Всеобщей декларации о ликвидации голода и недоедания (принята 16 декабря 1974 г. Всеобщей продовольственной конференцией) предписывал, что для обеспечения соответствующего сохранения природных ресурсов, которые используются или могут быть использованы для производства продовольствия, все страны должны сотрудничать, чтобы облегчить охрану окружающей среды, включая морскую окружающую среду.

В этот же период Генеральная Ассамблея ООН одобряет Всемирную хартию природы (принята 28 октября 1982 г. Резолюцией 37/7 на 48 пленарном заседании 37 сессии Генеральной Ассамблеи ООН), определяющую ряд важнейших направлений международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, в том числе меры но сохранению генетического разнообразия; рационального использования природных ресурсов; защиты природы от последствий военных действий.

С середины 1970-х гг. международное сотрудничество в области экологических прав человека, наряду с ООН, переходит и на уровень континентальных правозащитных систем.

Особо следует выделить деятельность СБСЕ (сейчас ОБСЕ) и, в частности, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (подписан в Хельсинки 1 августа 1975 г.). В этом документе отмечалась невозможность обеспечения качества окружающей среды только на внутригосударственном уровне, поэтому была предложена система мер gо решению этой проблемы в мировом масштабе. Так, отмечалась необходимость принятия мер по борьбе с загрязнением воздуха, вод и земель, концентрации усилий по дальнейшему развитию заповедного дела, улучшению состояния окружающей среды в населенных пунктах, проведению научных исследований, мониторинга и оценки изменений в окружающей среде, а также правовому сотрудничеству. Эти рекомендации оказали влияние на последующие международные акты и были отражены в Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Женева, 13 ноября 1979 г.).

На Венской встрече представителей государств участников СБСЕ, прошедшей в период с ноября 1986 г. по январь 1989 г., были рассмотрены ряд вопросов экологического характера и даны рекомендации в области сокращения выбросов серы, сероводорода, других загрязнителей, разработки новых методов захоронения отходов вместо затопления их в море, исследований явлений глобального потепления климата, охраны озонового слоя и т.д. Для реализации этих целей предполагалось усиление международного сотрудничества и обмен экологической информацией.

Третий этап (1992–2002) связан с реализацией решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро.

Благоприятное качество окружающей среды начинает рассматриваться как элемент устойчивого развития общества. Принцип устойчивого развития, исходя из материалов конференции, означает обязанность государства сохранять все экосистемы и экологические процессы, которые жизненно необходимы для функционирования биосферы, сохранять биологическое разнообразие и соблюдать принцип оптимальной устойчивости при эксплуатации биологических ресурсов и живых экосистем. Другими словами, устойчивое развитие – это стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы и обеспечивающее непрерывный прогресс общества.

В принятой на конференции Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию отмечался ряд новых элементов права человека на благоприятную окружающую среду, в том числе право человека требовать ограничения и ликвидации нежизнеспособных моделей производства и потребления; право человека на доступ к международной информации о состоянии окружающей среды, которая имеется в распоряжении различных государств; право человека участвовать в решении международных проблем, касающихся окружающей среды; право человека на эффективные судебные и административные процедуры, включая возмещение причиненного ущерба; право человека участвовать в принятии решений, влияющих на состояние биосферы Земли и т.д.

В 1998 г. принимается Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхус, 25 июня 1998 г.), до сих пор и не ратифицирована Российской Федерацией. Конвенция понимает под правом человека на благоприятную (здоровую) окружающую среду "право жить в окружающей среде, благоприятной для его здоровья и благосостояния". Наряду с устранением негативного воздействия на здоровье человека, Конвенция выделяет и такой критерий качества окружающей среды, как "благоприятность для благосостояния человека", однако ОГЛАВЛЕНИЕ последнего в Конвенции не раскрывается. Кроме того, в Конвенции впервые упоминаются в качестве субъекта права на благоприятную (здоровую) окружающую среду не только люди нынешнего, но и будущих поколений.

В соответствии со ст. 1 Конвенции, средством обеспечения и защиты права на благоприятную (здоровую) окружающую среду являются другие экологические права – право на участие общественности в процессе принятия решений; право на доступ к информации и право на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

Четвертый этап формирования экологических прав человека (2002–2012) связан с решениями Всемирного саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2002 г.

Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию уделяет основной внимание проблемам искоренения нищеты, изменению моделей производства и потребления, а также охране и рациональному использованию природных ресурсов как главным целям и потребностям обеспечения устойчивого развития, рассматриваемым в Декларации в контексте мировых процессов глобализации. В решениях конференции подчеркивается различие возможностей развития для развитых и развивающихся стран, предлагаются меры по обеспечению устойчивого развития стран Африки, Латинской Америки и ряда иных регионов. Примечательно, что в н. 169 Плана выполнения решений всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию подчеркивается необходимость дальнейшего изучения вопроса о связи между окружающей средой и правами человека, включая право на развитие.

На конференции рассматривался ряд других важных экологических вопросов, связанных с поэтапным уменьшением количества людей, не имеющих доступа к чистой питьевой воде; восстановлению рыбных ресурсов Мирового океана; изменению отношения бизнеса к проблемам обеспечения устойчивого развития; сокращением производства вредных для здоровья химических веществ; обоснованием роли энергетики в устойчивом развитии и т.д. На конференции также было высказано предложение о необходимости дальнейшего развития "экологического правосудия" (environmental justice).

Пятый этап (с июня 2012 г. по настоящее время) связан с решениями Конференции ООН по окружающей среде и развитию "Рио+20", которая состоялась 20–22 июня 2012 г. в Рио-де-Жанейро. Основное внимание на конференции уделялось обсуждению вопросов искоренения нищеты и мерам по обеспечению устойчивого развития. Одним из главных способов достижения этих целей было признано формирование "зеленой экономики".

Построение в странах мира "зеленой" экономики означает обеспечение рационального использования природных ресурсов с наименьшими потерями для окружающей среды, повышение эффективности их использования и сокращение объема отходов производства и потребления.

Кроме того, были высказаны следующие рекомендации:

– расширение международного сотрудничества в области климата;

– принятие мер по охране лесов и биологического разнообразия;

– борьба с опустыниванием, деградацией земель и засухой;

– меры по охране экологически уязвимых горных экосистем;

– меры защиты окружающей среды и здоровья человека от воздействия химических веществ и отходов производства и потребления. В части отходов рекомендовано использовать следующие принципы: сокращение объема; повторное использование и переработка отходов;

– создание рациональных моделей производства и потребления (в том числе постепенный отказ от использования ископаемых видов топлива);

– дальнейшее сотрудничество в области разработки и передачи развивающимся странам экологически безопасных технологий.

Рассмотрение международного сотрудничества в области защиты экологических прав человека позволяет сформулировать следующее определение.

Право человека па благоприятную окружающую среду – это возможность для каждого человека, народов и всего человечества жить при таком состоянии биосферы Земли, которое обеспечивает максимальный уровень физического и психического здоровья, а также использовать систему средств, устраняющих глобальные угрозы биосфере, вызванные человеческой жизнедеятельностью.