Лекция 20. Правовые проблемы глобализации. Роль международного и внутригосударственного права в их разрешении

В процесс глобализации "втягиваются" огромные массы людей, общественные национальные и международные организации, государства и их объединения, под угрозой оказываются стабильность общественных отношений, суверенитеты государств, самобытность этносов, по все же в эпицентре событий снова оказывается конкретный человек.

Роль государства и права в данном случае состоит в том, чтобы, с одной стороны, не допустить или минимизировать отрицательные проявления глобализации, обезопасить собственную страну и защитить индивидуальные потребности и интересы человека, а с другой - содействовать положительным тенденциям глобализации, укреплению международного сотрудничества, реализации прав и свобод человека и гражданина.

Следует иметь в виду, что в литературе по этой теме употребляется несколько терминов, близких по значению. Прилагательным "глобальный (ые)" обозначаются объекты общепланетарного значения. "Глобализм", но мнению А. Косарева, есть результат естественноисторического процесса, так же как социализм или капитализм, но он составляет верхнюю часть этого процесса, высшую ступень, т.е. это грядущее, ожидаемое будущее. "Глобализация"- может трактоваться двояко. С позиций статики - это определенное, фиксированное состояние глобального объекта или совокупности больших объектов, которое можно изучать при помощи анализа и синтеза, системного и компаративистского методов. С позиций динамики глобализация предстает в виде объективного, длящегося процесса. Однако в обоих случаях - это реальные зримые характеристики, существующие сегодня, имеющие значение для нынешних поколений людей.

Государство и право в условиях глобализации раскрываются новыми гранями, обусловленными их естественноисторической природой. Вследствие глобальных мировых процессов они "вынуждены" своими действиями отвечать на вопросы: для чего созданы, в чем заключается их историческая миссия, способны ли они сохранить человечество как таковое и индивида во всей его оригинальности?

При изучении проблемы соотношения глобализации и государственно-правовых систем следует учитывать три момента. Во-первых, государство и право изначально возникли под влиянием природных, космических и иных факторов как глобальные явления. Поэтому они сами, по своим внутренним законам развиваются в этом направлении, разумеется, разными путями, темпами и с различными результатами. Во-вторых, государство и право, являясь активными "участниками" мирового процесса глобализации, оказывают па него или стимулирующее, или нейтрализующее, или тормозящее воздействие. В-третьих, государство и право испытывают па себе мощное влияние глобализации, под которым трансформируются структурные и функциональные характеристики этих явлений.

Глобализация - сложный, широкомасштабный и противоречивый процесс, охватывающий сферы экономики, культуры и политики, развивающийся по различным направлениям.

Применительно к государственным и правовым системам главными направлениями глобализации можно обозначить формирование правовой организации мирового сообщества и мирового правопорядка.

Правовая организация мирового сообщества - это уникальная международная (глобальная) организация правовых государственных (межгосударственных) систем, обеспечивающая жизнедеятельность и безопасность конкретного индивида и человечества в целом на планете Земля.

Мировой правопорядок суть система общественных планетарных отношений, формирующихся на основе общегуманистических и естественно-правовых начал и функционирующих в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного и внутригосударственного права.

Правовую организацию мирового сообщества и мировой правопорядок следует рассматривать одновременно как будущее (идеал) и как определенную реальность, результат реализации разнообразных отношений, взаимодействия людей и государств на нашей планете. Необходимость и основания их формирования выявляются в рамках следующих соотношений:

- человек - непосредственная среда обитания - страна - планета - космос;

- человек - коллектив - общественные объединения - общество - международные неправительственные организации - мировое сообщество;

- человек - его правовой статус - правовая система общества (государства) - международное право - мировой правопорядок;

- человек - муниципальное образование - государственное образование (область, штат, кантон и др.) - государство - межгосударственные объединения - правовая организация мирового сообщества.

Важнейшим фактором, обусловливающим необходимость создания правовой организации мирового сообщества и мирового правопорядка и их дальнейшего упрочения, выступает решение проблем, которое осуществимо только при взаимном согласии и сотрудничестве разных народов и государств. Это проблемы экологической безопасности, поиска и использования энергетических ресурсов, сохранения человека как оригинальной индивидуальности, предотвращения ядерной войны.

Следующий ряд проблем связан с коллективной реакцией на стихийные природные явления - наводнения, ураганы, извержения вулканов, землетрясения. Необходимость установления общемировых правовых правил вызвана все усиливающейся интернационализацией хозяйственных связей, всеобщим характером научно-технической революции, возрастанием роли и значения новых глобальных информационных технологий. В последние годы особенно актуальной становится проблема борьбы с терроризмом, транснациональной организованной преступностью, торговлей наркотиками и др.

Определяющим фактором становления и развития правовой организации мирового сообщества и мирового правопорядка выступает само право, его общечеловеческие качества.

Универсальность и абсолютность права в нашем понимании доказывается наличием у него таких сущностных принципов и черт, которые, во-первых, характеризуют его как самостоятельное социальное явление, а во-вторых, присутствуют (фактически или в тенденции) в любой правовой системе на каждом из исторически обозначенных отрезков пути ее развития. В качестве таковых можно назвать принципы разумности (разума), справедливости, равенства (равной свободы), свободы воли и поведения.

Принцип разумности как бы очеловечивает право, определяет перспективы и границы его функционирования. Любое творение человека, прошедшее проверку историей, может считаться целесообразным. Да и сам человек, как полагал Гегель, должен найти в праве свой разум. Естественно, что все иррациональное, фатальное, разрушительное остается за пределами права. При всей своей сегодняшней внешней наивности и терминологическом злоупотреблении данный принцип не получил еще должной разработки применительно к современным правовым реалиям, и его научная интерпретация остается на уровне высказываний античных и средневековых мыслителей.

Идеи справедливости и всеобщего равенства людей, возникшие еще в древности, практическое воплощение в праве получали по исторической возрастающей. Если в рабовладельческом Риме названные принципы распространялись лишь на свободных людей, то в феодальном обществе круг людей, подпадающих под их действие, уже дифференцировался по сословиям, а современные правовые системы развитых стран закрепляют справедливость и равенство в качестве всеобщих принципов.

Одним из краеугольных камней любой правовой системы является принцип свободы воли и поведения. При столкновении свободы одного человека со свободой другого возникает необходимость установить соответствие между ними, ограничив ту и другую. Ограничение пределов действий свободы человека и проверка его практикой общения означают установление меры свободы волеизъявления и действий каждого индивида, возникновение общей нормы поведения в соответствии с этой мерой.

С давних времен было замечено определяющее значение свободы для объяснения феномена права. "Свобода есть возможность делать то, что позволено по праву", - утверждалось в "Дигестах" Юстиниана. В качестве основополагающего принципа правового государства рассматривал свободу человека И. Кант. На правовое значение свободы как предела, на юридические формы ее существования в виде закона указывал К. Маркс. Как" взаимное ограничение внешней свободы посредством норм определяли право Б. Чичерин, Е. Н. Трубецкой. Сущностные характеристики права в качестве меры свободы подчеркивает В. Нерсесянц.

Иными словами, данный принцип имеет всеобщий, сквозной характер. Возникший как атрибут естественного права, он получил свое наиболее полное в сравнительно-историческом плане выражение в современном позитивном праве и международно-правовых актах (Всеобщей декларации нрав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах).

Представляется бесспорным универсальное значение таких черт права, как нормативность, формальная определенность, системность, обеспеченность авторитетом и силой. В частности, нормативность проявляется уже на самых ранних стадиях развития человеческого общества и у всех народов, населяющих нашу планету. Археологи и этнографы обнаруживают элементы социального нормативного регулирования у австралийских аборигенов и в странах тропической Африки, на уровне групп охотников-собирателей и в более развитых социальных организациях. Мононормы и нормы - масштабы поведения находим в индусских Ведах, мусульманском Коране и христианской Библии, в законах Ману и Хаммурапи, Салической и Русской правдах.

Историческую преемственность "общечеловеческого" права можно наблюдать в функционировании различных правовых институтов, конструкций, технологических юридических процессов. Интересна, например, трансформация запретов в праве - от абсолютно категоричного и однозначного табу в доклассовом обществе до современного многоканального способа правового регулирования. Во всех правовых системах можно также встретить в том или ином виде триаду субъектов права: индивид, коллектив, государство. Типичными выглядят источники (обычай, прецедент, нормативный акт) и этапы формирования права, в правовых системах современности много общего в сочетании естественных, традиционных и позитивных начал.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что право - явление общечеловеческое и оно едино по своей изначальной сущности как мера свободы воли и поведения человека. Это один из важнейших факторов мирового интеграционного процесса, который благодаря своим гуманистическим качествам способствует взаимопониманию и сотрудничеству людей, принадлежащих к различным социально-политическим, религиозным, идеологическим системам. Отмеченные качества права как такового позволяют взаимодействовать нормам внутригосударственного и международного права в деле формирования мирового правопорядка.

Имманентная связь человека и права как меры свободы воли и поведения проиллюстрирована на рис. 33.