Правовые основы использования информационных ресурсов в области охраны окружающей среды

Правовой основой предоставления информации о состоянии окружающей среды является ст. 42 Конституции, согласно которой "каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии". Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" закрепляет, что документированная информация – это зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством РФ случаях ее материальный носитель.

Экологическое законодательство устанавливает свои отраслевые особенности использования информации в области охраны окружающей среды, определяя порядок получения экологически значимой информации и ее предоставления заинтересованным субъектам. Экологическая информация может поступать в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления из нескольких источников, в том числе и в результате проведения экологического мониторинга.

Выделяется две категории доступа к информации о состоянии окружающей среды и ее загрязнении.

Во-первых, выделяется информация общего назначения, т.е. это полученная и обработанная в порядке, установленном специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, предоставляемая пользователям (потребителям) бесплатно информация о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении. Такая информация доводится до пользователей (потребителей) в виде текстов в письменной форме, таблиц и графиков по сетям электрической и почтовой связи, через средства массовой информации в режиме регулярных сообщений или по запросам пользователей (потребителей).

Во-вторых, это специализированная информация – информация, которая предоставляется но заказу пользователя (потребителя) и за счет его средств на основе договоров. При этом следует иметь в виду, что согласно ст. 7 Федерального закона от 21.07.1993 № 5485-1"0 государственной тайне", сведения о состоянии окружающей среды не подлежат засекречиванию.

Специализированная информация в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды предоставляется пользователям (потребителям) в рамках совместных программ (соглашений), а также по договорам на услуги по информационному обеспечению.

Экологическая информация в специально уполномоченный орган может попадать как в результате проведения соответствующих мероприятий, так и от физических и юридических лиц (независимо от организационно-правовых форм).

Указанные субъекты, осуществляющие сбор информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, обязаны предоставлять данную информацию в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ. Так, например, действует положение о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14.02.2000 № 128 "Об утверждении Положения о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду".

Предоставление в специально уполномоченный федеральной орган исполнительной власти указанной информации осуществляется для:

– обеспечения потребностей государства, физических и юридических лиц в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, а также в информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении;

– своевременного выявления и прогнозирования загрязнения окружающей среды, развития опасных природных явлений и резких изменений погоды, которые могут угрожать жизни и здоровью населения, безопасности полетов авиации, мореплаванию и наносить ущерб окружающей среде и отраслям экономики;

– ведения Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении; порядок создания и ведения фонда определен постановлением Правительства РФ от 21.12.1999 № 1410 "О создании и ведении Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении".

Единый государственный фонд данных представляет собой упорядоченную, постоянно пополняемую совокупность документированной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, получаемой в результате деятельности специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, физических и юридических лиц независимо от их организационно- правовой формы в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния окружающей среды, ее загрязнения. Единый государственный фонд данных составляют документы, содержащие информацию общего назначения и специализированную информацию в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

Информация, полученная при осуществлении экологического мониторинга, используется при: разработке прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и принятии соответствующих решений; разработке федеральных программ в области экологического развития РФ, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ, инвестиционных программ, а также мероприятий по охране окружающей среды; осуществлении надзора в области охраны окружающей среды (экологического надзора) и проведении экологической экспертизы; прогнозировании чрезвычайных ситуаций и проведении мероприятий по их предупреждению; подготовке данных для ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды.

Функции по обеспечению населения и органов государственной власти экологической информацией могут добровольно принимать на себя органы местного самоуправления.

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, источниках загрязнения или иного вредного воздействия на них, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, может повлечь привлечение таких граждан, должностных и юридических лиц к административной ответственности в соответствии со ст. 8.5 КоАП.