Правовые и организационно-экономические механизмы практической реализации социальной ответственности

Идея создания таких механизмов не нова. Они предлагались и ранее, и ныне философами, богословами, политиками, экономистами. "Особые меры необходимы для борьбы с противообщественным пользованием собственности. Должны быть проведены законы, которые сделали бы социальное пользование собственностью выгодным, а антисоциальное – невыгодным. Собственник, лишенный чувства ответственности и чувства сверхклассовой солидарности, ... должен убедиться в том, что его образ действия предосудителен, что собственность его пользуется меньшей защитой, что такое ведение хозяйства оказывается экономически, юридически и нравственно невыгодным для него самого так, чтобы он сам захотел бы вступить на другой путь".

В современной экономике применяется много различных практик реализации социальной ответственности предпринимательства, таких как: стандартизация деловых взаимоотношений; экспертный и общественный контроль полезности инноваций; этико-правовые фреймы (рамочные порядки); государственное стимулирование этичного поведения; декларации религиозных деятелей и др.

Формируется глобальное этико-правовое пространство для инновационного предпринимательства. В 2012 г. в Рио-де-Жанейро планировалось проведение Конференции ООН по устойчивому развитию "Рио плюс 20", которая выработает сбалансированные подходы к приоритетным вопросам по проблематике перехода к "зеленой экономике" на основе учета реальных возможностей обеспечения устойчивого развития на длительную перспективу. В свете подготовки к этому событию в 2007–2011 гг. в деловом мире наибольшее внимание уделялось совершенствованию стандартизации экономических отношений в направлении усиления экологизации и институционализации экономики в контексте устойчивого развития и искоренения нищеты.

С помощью системы стандартов выстраивается жесткий рамочный порядок рыночной экономики инновационного типа. Так, в 2011 г. текущий портфель ISO составлял более 18600 стандартов, охватывающих все сферы жизни, экономики, вопросы защиты окружающей среды и экологически устойчивого развития общества. Примечательно, что премьер-министр РФ В. Путин на совещании, прошедшем 15 июня 2011 г. в бюро ООН в Женеве (Швейцария), высказался в поддержку участия России в разработке Международных стандартов ISO, которые способствуют развитию торговли, промышленности и технологий, и заявил, что Россия планирует увеличить долю вводимых в действие стандартов ISO с текущих 40 до 60%.

Стандартизация социальной ответственности ставит задачу формирования этических контекстов экономических отношений в хозяйственной практике инновационного предпринимательства. Трудность ее решения заключается в том, что до утверждения стандарта по инициативе предприятий и государственных органов власти распространился опыт социального обоснования инновационных программ, выработаны определенные стереотипы и традиции в этой сфере деятельности, которые часто не согласуются с принципами международных стандартов.

С 1 ноября 2010 г. вступил в силу ISO 26000:2010 "Руководство по социальной ответственности" (Guidance on social responsibility). Он предназначен для применения всеми типами организаций в частном и государственном секторах экономики. Его компетентность заключается в разработке гармоничных международных договоренностей, основанных на двойном согласии – между заинтересованными сторонами и между 163 странами, составляющими сеть национальных органов по стандартизации. В отличие от других стандартов сертификации, например, ISO 9001:2008 "Менеджмент качества" и ISO 14001:2004 "Экологический менеджмент" он содержит не требования, а только добровольно используемые руководящие указания по социальной ответственности.

Международный стандарт определяет тенденции и характеристики социальной ответственности, предлагает способы идентификации заинтересованных в ней сторон, а также обязательств и результатов их выполнения. Важнейшей характеристикой социальной ответственности по ISO 26000:2010 остается желание самой организации добровольно включить социальные и экологические прогнозы своей деятельности в процессы принимаемых решений и признавать при этом подотчетность за предпринимаемые решения и действия перед обществом.

Данный стандарт представляет руководство по принципам, лежащим в основе социальной ответственности, таким как: подотчетность, прозрачность, этичное поведение, уважение интересов заинтересованных сторон; соблюдение верховенства закона, международных норм поведения и нрав человека. Согласно этим принципам устойчивый бизнес для организации означает не только обеспечение потребителя продуктами и услугами, удовлетворяющими его потребности без ущерба для экологии, но также функционирование социально ответственным образом, что подразумевает поддерживание доверительных деловых взаимоотношений, исключающих возможность теневой практики, эксплуатации работников и т.п.

Международный стандарт представляет руководство по основным аспектам и проблемам социальной ответственности (рис. 12.2), а также способам интеграции социально ответственного поведения в стратегии, системы, практики и процессы организации.

Однако ISO 26000:2010 не является стандартом системы менеджмента и не предназначен для сертификации, обязательного или контрактного применения. С этой целью применяется Международный стандарт 1C С5R-08260008000 "Социальная ответственность организации. Требования" (вступил в силу 1 апреля 2011 г.).

Данный стандарт предъявляет к организациям требование разработки и реализации политики в области социальной ответственности. Эта политика отвечает экономическим интересам организации, является основой для постановки целей в области социальной ответственности, включает оговоренные в стандарте обязательства; способствует достижению социального мира, безопасности и благополучия персонала и местного населения; выполняется и актуализируется; доступна и понятна персоналу и другим заинтересованным сторонам, оформлена документально.

Рис. 12.2. Проблемные области социальной ответственности, охватываемые ISO 26000:2010

Международный стандарт здоровья и безопасности – OHSAS 18000 (Occupational Health and Safety Assessment Series) относится к серии документов по оценке деятельности в области охраны здоровья и обеспечения безопасности труда. Сопровождающие его документы OHSAS 18001:2007 "Система менеджмента профессиональной безопасности и здоровья. Требования" и OHSAS 18002:2008 "Руководство по применению OHSAS 18001" разработаны для распространения на системы менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда, которые могут быть оценены и сертифицированы.

Для контроля социальной ответственности применяется стандарт 5А 8000 (Social Accountability – социальная отчетность), разработанный на основе рекомендаций Международной организации труда (МОТ). Он устанавливает требования к соблюдению прав персонала на труд и требования по охране труда, не касаясь других сторон социальной ответственности бизнеса. В нем также содержатся требования к менеджменту в области социальной ответственности.

Для практической реализации рассмотренных стандартов в 2011 г. учреждена Международная система сертификации деятельности организаций в области социальной ответственности "ИНТЕРСОЦСЕРТ". В России выполнение функций центрального органа этой системы возложено на Центр экспертных программ Всероссийской организации качества.

Интересен опыт развитых странах мира в области образования рамочных порядков (фреймов), создающих привилегии организациям, осуществляющим общественно полезную деятельность. Так, в США существует свыше 20 налоговых категорий, определяющих неприбыльную деятельность. В Венгрии общественная польза имеет две степени: общую и высшую. В Польше с 24 апреля 2003 г. действует Закон "Об общественно полезной деятельности и волонтерстве", в котором общественно полезная деятельность называется "ведением уставной деятельности на благо всего сообщества". Наряду с благотворительностью и социальной деятельностью, к общественно полезной относится деятельность, содействующая экономическому развитию, в том числе предпринимательству. Она охватывает также сферу науки и образования. Более всего это касается инновационной деятельности.

Идея такова, что по сравнению с другими хозяйствующими субъектами юридические лица, имеющие статус общественно полезной организации, функционируют в более узких ограничениях (фреймах), с одной стороны, и более привилегированных условиях – с другой. Закон их обязывает обеспечивать прозрачность своей деятельности, внутренний контроль и принимать меры, предотвращающие выведение имущества из организации. Зато им полагаются привилегии, такие как снижение на 1% подоходного налога с физических лиц; освобождение или уменьшение налогов на недвижимость, гражданские процессуальные действия; освобождение от государственных пошлин и судебных уплат; обеспечение преференциальных условий аренды недвижимости, принадлежащей государственной казне; предоставление призывникам, работающим в привилегированных организациях, права проходить альтернативную службу; предоставление права бесплатной рекламы на общественных радио и телевидении.