Правовые источники компетенции Европейского Союза

В соответствии с процитированной выше ст. 1 ДЕС источниками компетенции ЕС в общеполитическом смысле выступают государства-члены. Государства-члены как суверенные организации публичной власти на национальном уровне передали часть вопросов, которые они ранее решали самостоятельно, в компетенцию надгосударственной организации политической власти Европейский Союз.

Правовыми формами (источниками), посредством которых государства-члены наделяют компетенцией Европейский Союз, выступают его учредительные документы ЕС (Договоры), заключенные ими по общему согласию и выступающие в праве ЕС в качестве источников высшей юридической силы (источников первичного права).

Краткий (базовый) учредительный документ – ДЕС определяет основополагающие принципы компетенции ЕС и главные цели, к которым ЕС должен стремиться в своей деятельности.

В ДЕС также закреплены общие положения о деятельности Союза на международной арене и специальные правила в отношении общей внешней политики и политики безопасности ЕС, включая общую политику безопасности и обороны (раздел V "Общие положения о внешнеполитической деятельности Союза и специальные положения об общей внешней политике и политике безопасности").

В остальных вопросах регулирование компетенции ЕС осуществляет второй (детализирующий) учредительный документ – ДФЕС. Именно ДФЕС согласно его ст. 1 "организует функционирование Союза и определяет сферы, границы и порядок осуществления его компетенции".

В соответствии с новой (установленной Лиссабонским договором) структурой ДФЕС компетенция ЕС подразделяется на две основные части:

1) внутренняя (внутриполитическая) компетенция, предметом которой выступают общественные отношения, складывающиеся внутри ЕС в целом. Основным источником внутренней компетенции Союза является часть третья ДФЕС под названием "Внутренняя политика и деятельность Союза", 24 раздела которой посвящены конкретным аспектам внутриполитической деятельности ЕС: "Внутренний рынок" (раздел 1), "Сельское хозяйство" (раздел III), "Пространство свободы, безопасности и правосудия" (раздел V), "Защита потребителей" (раздел XV) и т.д.;

2) внешняя (внешнеполитическая) компетенция, предметом которой выступают деятельность ЕС на международной арене, отношения ЕС с государствами, не входящими в его состав (третьими странами), а также с международными организациями. Общие положения о внешнеполитической деятельности Союза, а также специальные положения об общей внешней политике и политике безопасности (неэкономические, в том числе военные аспекты международной деятельности ЕС) закреплены, как уже отмечалось, в разделе V ДЕС. Источником компетенции ЕС по остальным вопросам его внешней политики (внешняя торговля, отношения с развивающимися странами, заключение международных соглашений и др.) выступает часть пятая ДФЕС под названием "Внешнеполитическая деятельность Союза", состоящая из семи разделов, например, "Сотрудничество с третьими странами и гуманитарная помощь" (раздел III), "Международные соглашения" (раздел V).

Кроме того, некоторые элементы внутренней и внешней компетенции ЕС закреплены в других частях или разделах учредительных документов. Например, в соответствии со ст. 8 раздела I "Общие положения" ДЕС Союз уполномочен заключать соглашения с соседними странами, предусматривающие установление с ними "привилегированных отношений". Издание законодательства ЕС, направленного на борьбу с дискриминацией по разным основаниям или регулирующего порядок осуществления основных прав граждан ЕС (свобода передвижения и проживания, право на гражданскую инициативу и др.), осуществляется в соответствии с частью второй "Недискриминация и гражданство Союза" ДФЕС. Источником компетенции ЕС по правовому регулированию обработки и защиты персональных данных служит ст. 16 ДФЕС, находящаяся в части первой "Принципы" этого Договора.

Наконец, следует отметить часть четвертую "Ассоциация с заморскими странами и территориями" ДФЕС, наличие которой обусловлено тем, что ряд государств-членов в прошлом выступали в качестве колониальных империй. Некоторые сохраняющиеся колонии этих государств-членов, благозвучно называемые "заморские страны и территории", не были включены в территорию ЕС (см. 1.1).

Часть четвертая ДФЕС закрепляет компетенцию ЕС по развитию взаимоотношений с этими "заморскими странами и территориями", в частности, наделяет Совет ЕС полномочиями устанавливать по предложению Комиссии "положения относительно условий и процедуры ассоциации [заморских] стран и территорий с Союзом". По своему содержанию эта компетенция похожа на мероприятия ЕС по оказанию содействия развивающимся странам ("сотрудничество в поддержку развитию" как один из элементов внешней компетенции ЕС). В то же время ассоциация с заморскими странами не может быть отнесена к внешней компетенции ЕС, поскольку Гренландия, Новая Каледония, Фолклендские острова и другие "заморские страны и территории" не являются не суверенными государствами, а находятся под юрисдикцией отдельных государств-членов.

Итак, в качестве правовых источников компетенции ЕС выступают его учредительные документы, посредством которых государства-члены передали Европейскому Союзу суверенные нрава по управлению разнообразными сферами общественной жизни.

ОГЛАВЛЕНИЕ компетенции ЕС, в основном, изложено в ДФЕС, который определяет предметы ведения и полномочия ЕС по всем вопросам внутренней и по большинству направлениям внешней политики Союза. Основные принципы компетенции, главные цели ЕС и некоторые положения о внешнеполитической деятельности ЕС закреплены в ДЕС.

Кроме учредительных документов некоторые полномочия ЕС закреплены также в договорах о присоединении новых государств- членов как дополнительных источниках первичного права ЕС (см. 2.5). Например, как уже отмечалось в гл. 2, согласно Договору о присоединении к ЕС восточно-европейских стран 2003 г. Совет ЕС уполномочен принимать решения по вопросам сухопутного транзита физических лиц по территории Литвы между Калининградской областью и остальными частями Российской Федерации (ст. 3 Протокола о транзите людей сухопутным путем между Калининградской областью и остальными частями Российской Федерации).

Полномочия институтов ЕС в области ядерной энергии закрепляет Договор о Евратоме, который после реформы Лиссабонского договора выступает учредительным документом формально самостоятельной от ЕС, но фактически подчиненной Союзу интеграционной организации – Евратома (см. 1.4, 2.4).