Правовой статус резидентов

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании к резидентам относятся шесть категорий лиц.

1) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

2) иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ;

3) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;

4) представительства, филиалы и иные подразделения юридических лиц-резидентов, находящиеся за пределами территории РФ;

5) дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также посто

янные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;

6) Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования.

Физические лица признаются резидентами только при наличии гражданства Российской Федерации. Согласно ст. 3 Закона о гражданстве гражданство Российской Федерации – это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Гражданами Российской Федерации в соответствии со ст. 5 названного Закона являются:

а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу Закона о гражданстве;

б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с Законом о гражданстве.

Резидентами не являются граждане Российской Федерации, признаваемые постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства.

В валютном праве действует презумпция резидентства, т.е. гражданин Российской Федерации предполагается резидентом, пока не доказано обратное. Статус нерезидента гражданин Российской Федерации может приобрести лишь в случае признания его постоянно проживающим в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства. При этом принимается во внимание не продолжительность проживания гражданина Российской Федерации в иностранном государстве, а факт наличия у него статуса постоянного жителя такого государства. Доказательством наличия у гражданина Российской Федерации этого статуса является принятие консульским учреждением РФ в соответствующем иностранном государстве такого гражданина Российской Федерации на консульский учет в качестве постоянного жителя данного государства (в настоящее время это обстоятельство удостоверяется путем проставления в заграничном паспорте гражданина Российской Федерации соответствующей консульской отметки). В соответствии со ст. 17 Федерального Закона от 05.07.2010 № 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации" в целях обеспечения прав, интересов и безопасности граждан Российской Федерации, временно находящихся или постоянно проживающих на территории консульского округа, консульское учреждение ведет их учет в порядке, установленном МИД России. Только учетная отметка российского консульского учреждения может признаваться достоверным доказательством наличия у гражданина Российской Федерации статуса постоянного жителя иностранного государства.

Иностранные граждане и лица без гражданства признаются резидентами, если они постоянно проживают в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ.

Этот вопрос регулируется Законом о правовом положении иностранных граждан. Согласно ст. 2 названного Закона все иностранные граждане, находящиеся на территории РФ, делятся на три категории:

– временно пребывающие в России;

– временно проживающие в России;

– постоянно проживающие в России.

В каждом из трех случаев предусмотрены определенные основания и сроки нахождения иностранных граждан на территории РФ. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в нашу страну в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток. Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину территориальным органом МВД России в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство.

В соответствии со ст. 3 Закона о гражданстве и п. 1 ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан вид на жительство – это документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган МВД России не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. При этом количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

В ст. 9 Закона о правовом положении иностранных граждан содержатся основания для отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство. Перечень таких оснований является закрытым и расширенному толкованию не подлежит.

Таким образом, только иностранные граждане, находящиеся на территории РФ и соответствующие вышеназванным признакам, могут являться резидентами в соответствии с российским валютным законодательством.

Рассматривая признаки резидентства в отношении физических лиц, следует обратить внимание, что Закон о валютном регулировании отделяет институт резидентства от института гражданства. Основанием для признания того или иного лица резидентом является статус постоянного жителя. Традиционно признак постоянного места жительства используется в международном частном праве, где является основным признаком института домицилия физических лиц. Разделение института резидентства и института гражданства присуще законодательству практически всех стран. Так, английские авторы Дж. Чешир и П. Норт, исследуя практику английских судов, подчеркивают, "что гражданство и домицилий – это две различные концепции... перемена домицилия не является условием натурализации, а натурализация не обязательно влечет за собой перемену домицилия"[1].

Согласно Уставу Международного валютного фонда понятие "резидент" означает "более тесную связь соответствующей хозяйственной единицы с данной территорией, нежели с какой-нибудь иной территорией".

Относительно резидентов – физических лиц необходимо помнить, что в законодательстве о налогах и сборах РФ используется понятие физического лица – налогового резидента Российской Федерации, под которым согласно п. 2 ст. 11 НК понимается физическое лицо, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году (соответственно, физическое лицо, фактически находящиеся на территории РФ менее 183 дней в календарном году, признается не являющимся налоговым резидентом Российской Федерации).

Таким образом, резидентство физических лиц в валютном законодательстве не имеет ничего общего с понятием налогового резидента, которое используется только в целях законодательства о налогах и сборах. В основе правового статуса последнего лежит временной фактор, срок пребывания физического лица в той или иной стране. Разграничение рассматриваемых понятий имеет важное практическое значение. Так, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 15.03.2007 № Ф04-1256/2007 (32314-А03-19) указал на то, что, "...даже если сотрудник организации – иностранец находится на территории Российской Федерации длительный период и приобретает статус налогового резидента, с точки зрения валютного законодательства он продолжает оставаться нерезидентом. Исключение составляют лишь иностранцы, проживающие в России по виду на жительство, они в соответствии с нормами Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле” являются резидентами".

Вперед категория лиц, относящихся к резидентам, – юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ.

В отношении юридических лиц и организаций, не являющихся юридическими лицами, резидентство определяется в зависимости от того, созданы ли они в соответствии с законодательством РФ или иностранного государства, т.е. в основе их разграничения на резидентов и нерезидентов лежат общепризнанные в международном частном праве критерии инкорпорации и оседлости.

В соответствии с п. 1 ст. 48 ГК юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Согласно п. 2 ст. 51 ГК юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Далее речь пойдет о филиалах, представительствах и иные подразделениях юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством РФ и находящихся за пределами территории РФ.

В валютном праве статус филиалов и представительств юридических лиц определяется исходя из статуса лиц, обособленными подразделениями которых они являются, т.е. представительство, например, открытое акционерное общество "Аэрофлот – международные российские авиалинии" в Лондоне признается резидентом Российской Федерации, а представительство авиакомпании British Airways в Москве является нерезидентом Российской Федерации.

Общие положения о представительствах и филиалах юридического лица содержатся в ст. 55 ГК, согласно которой:

– представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту;

– филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства;

– представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

В ГК не упоминаются иные подразделения юридических лиц, кроме филиалов и представительств. Правовой статус иных подразделений юридических лиц, в частности обособленного подразделения организации, установлен законодательством о налогах и сборах. Так, согласно п. 2 ст. 11 НК обособленное подразделение организации – это любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационнораспорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Резидентами, как было указано выше, являются дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях.

Порядок установления и осуществления дипломатических сношений, а также учреждения и аккредитации постоянных дипломатических представительств определен Венской конвенцией о дипломатических сношениях, заключенной 18 апреля 1961 г.

Порядок установления и осуществления консульских сношений, а также открытия и аккредитации консульских учреждений определен Венской конвенцией о консульских сношениях, заключенной 24 апреля 1963 г. Согласно ст. 1 этой Конвенции консульское учреждение – любое генеральное консульство, консульство, вице-консульство или консульское агентство.

Согласно ст. 7 Консульского устава РФ Консульские учреждения подразделяются на следующие классы: генеральные консульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства.

Учреждение дипломатических представительств и открытие консульских учреждений регулируются также двухсторонними международными договорами РФ.

Дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, а также созданные на основании международных договоров РФ торговые представительства РФ в соответствии с ч. 1 ст. 50 Закона об основах регулирования ВТД обеспечивают внешнеэкономические интересы Российской Федерации в иностранных государствах.

Постоянные представительства РФ учреждаются при межгосударственных или межправительственных организациях в соответствии с международными договорами РФ.

В качестве резидентов выступают Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования.

Российская Федерация обладает исключительными полномочиями по осуществлению валютного регулирования, так как согласно ст. 71 Конституции валютное регулирование является предметом ведения Российской Федерации.

Российская Федерация участвует в международных валютных правоотношениях. Бюджетный кодекс предусматривает полномочия Российской Федерации по вступлению в международные финансово-кредитные отношения. Так, ст. 94 БК в числе источников финансирования дефицита федерального бюджета называет внешние источники в следующих формах: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией. Большинство валютных правоотношений с участием Российской Федерации регламентируется международными договорами и соглашениям, заключаемыми Российской Федерацией в пределах федеральных полномочий, установленных Конституцией.

Субъекты РФ в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04.01.1999 № 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Субъекты РФ с согласия Правительства РФ могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств.

Соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенные органами государственной власти субъекта РФ, не являются международными договорами.

Согласно п. 1 ст. 124 ГК Российская Федерация, субъекты РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами.

Как установлено п. 2 ст. 124 ГК, к Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Следовательно, Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования являются резидентами в тех случаях, когда выступают в отношениях, регулируемых Законом о валютном регулировании и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами, т.е. владеют, пользуются или распоряжаются валютными ценностями.