Правовой статус космонавтов

Согласно Договору ООП по космосу, космонавты рассматриваются как посланцы человечества в космос. Они имеют право на помощь государств – участников Договора в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории иностранного государства или в открытом море. При вынужденной посадке космонавты должны быть в безопасности и незамедлительно возвращены государству регистрации.

Космонавты обязаны оказывать помощь друг другу в космическом пространстве и на небесных телах.

Государство регистрации сохраняет юрисдикцию и контроль над экипажем космического объекта во время его нахождения в космосе.

Космонавты имеют право свободно передвигаться по поверхности Луны и других небесных тел.

Продолжает обсуждаться на доктринальном уровне проблема правового статуса интернациональных экипажей. В 1990 г. юристы России, США и ФРГ разработали проект конвенции о пилотируемых космических полетах. Согласно проекту термин "экипаж" применяется к лицам, осуществляющим в космосе профессиональную деятельность. На борту космического объекта могут находиться и другие лица – персонал космического корабля. Проект содержит перечень полномочий командира пилотируемого космического объекта.

Особенности международно-правовой ответственности в космическом праве

Международное космическое право предусматривает оба вида ответственности – политическую и материальную.

Первой особенностью ответственности в космическом праве является то, что государство песет международную политическую и материальную ответственность за действия не только правительственных органов, но и неправительственных юридических лиц. Как известно, по общему международному праву государство не несет материальной ответственности за действия юридических лиц, не выступающих от имени или но поручению государства.

Второй особенностью является то, что в международном космическом праве материальная ответственность государства (а не оператора, как это предусмотрено в других отраслях международного права) регулируется специальным договором – Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами.

Третьей особенностью является то, что, предусматривая абсолютную ответственность государства за выплату компенсации и ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете, Конвенция об ответственности не устанавливает верхнего предела компенсации, что характерно для абсолютной ответственности в других отраслях международного права. Сумма компенсации определяется в соответствии с международным правом и принципами справедливости, чтобы восстановить прежнее положение, которое существовало до ущерба.

Четвертой особенностью является то, что, получая информацию об упавшем на Землю космическом объекте, который является опасным или вредным по своему характеру, запускающее государство обязано незамедлительно принять меры для устранения возможной опасности причинения вреда (п. 4 ст. 5 Соглашения о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968 г.). В других отраслях такая обязанность лежит на пострадавшей стороне.

Пятой особенностью является положение ст. 14 Соглашения о Луне о том, что государства признают, что в результате активизации деятельности на Луне и других небесных телах может возникнуть необходимость в детальных соглашениях об ответственности за ущерб, причиненный на Луне (другие отрасли права таких условий не содержат).

Шестой особенностью является своеобразный способ мирного урегулирования споров, возникающих в связи с материальной ответственностью. Согласно Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, если претензия нс урегулирована в течение года с даты ее предъявления, по требованию любой из сторон в этом деле создается Комиссия по рассмотрению претензий. Состав Комиссии – три члена, назначенных запускающим государством, государством-истцом и выбранный ими председатель. Если стороны не достигли согласия о председателе, его назначает Генеральный секретарь ООН. Комиссия устанавливает обоснованность претензии и определяет сумму компенсации. Решения Комиссии являются окончательными и обязательными, если об этом была достигнута договоренность сторон; в ином случае Комиссия выносит окончательное определение рекомендательного характера.

Соглашение о Луне предусматривает порядок разрешения споров по вопросам политической ответственности.

Если государство считает, что другое государство не выполняет обязательств по Соглашению или нарушает его права по Соглашению, оно может запросить проведение двусторонних консультаций. Участие в таких консультациях обязательно. Если консультации не приводят к взаимоприемлемому урегулированию, стороны прибегают к другим мирным средствам по своему выбору.

Если консультации не дают результата, любая сторона может обратиться без согласия другой стороны за содействием к Генеральному секретарю ООН.

В Принципах использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания 1982 г. (Принципы НТВ) предусматривается международная (политическая) ответственность за соответствие деятельности в области НТВ самого государства или лиц, осуществляющих НТВ под юрисдикцией этого государства, указанным Принципам.

В Принципах, касающихся дистанционного зондирования Земли из космического пространства (Принципы ДЗЗ), 1986 г. также предусмотрена аналогичная международная ответственность за их соблюдение. Такое же положение включено в Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве (Принципы ЯИЭ), 1992 г.

Особенностью ответственности за материальный ущерб является и то, что она предусматривает как абсолютную ответственность за ущерб на Земле и в воздухе, так и ответственность, основанную на вине, когда ущерб причинен одним космическим объектом другому.

По Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, такой ущерб определяется как лишение жизни, телесное повреждение или иное повреждение здоровья, уничтожение или повреждение имущества государства, или физических и юридических лиц, или международных межправительственных организаций. Принципы ЯИЭ добавляют к этому, что компенсация включает также возмещение расходов на проведение операций по поиску, эвакуации и расчистке в случае радиоактивного заражения от ядерного источника энергии на борту космического объекта. Расходы включают и помощь, полученную от третьих сторон.

В практическом плане вопрос о международной ответственности был поставлен лишь однажды – Канадой перед СССР в связи с инцидентом со спутником "Космос-954", оснащенным ядерным реактором и потерпевшим аварию в январе 1978 г., в результате чего произошло радиоактивное заражение северных районов Канады. Претензия была урегулирована в ходе двусторонних переговоров. СССР не признал своей ответственности, ссылаясь на определение понятия ущерба в Конвенции об ответственности (Принципов ЯИЭ тогда еще не существовало). Однако в духе доброй воли СССР компенсировал Канаде 50% затрат по произведенным операциям по поиску и удалению радиоактивных элементов.