Правовой режим земель обороны и безопасности

В соответствии со ст. 7 и 87 ЗК РФ земли обороны и безопасности выделяются в качестве самостоятельного вида земель из состава категории земель промышленности и иного специального назначения.

Статья 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признает земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории РФ, защите и охране Государственной границы РФ, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ и федеральными законами.

Помимо ЗК РФ, правовой режим данных земель регулируется следующими специальными федеральными законами: от 27.05.1996 № 57-ФЗ "О государственной охране", от 31.05.1996 № 61-ФЗ "Об обороне", от 28.12.2010 № 390-Φ3 "О безопасности", а также Законом РФ от 01.04.1993 № 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" и др.

Законодателем раскрывается понятие "обеспечение деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений", что позволяет в рамках целевого назначения данных земель конкретизировать предоставление и использование земельных участков в составе земель обороны и безопасности. В качестве основной цели названо обеспечение обороны, что включает:

1) строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);

2) разработку, производство и ремонт вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);

3) создание запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и др.).

Цели использования земель обороны и безопасности обусловливают особенности их правового режима. Прежде всего, это касается установления права собственности на данные земли.

Земли, занятые объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы РФ, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью.

Например, согласно ст. 10 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ "Об обороне" земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности. В соответствии с ч. 1 ст. 7.1 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" земельные участки и имущество органов федеральной службы безопасности (в том числе здания, сооружения, оборудование), созданное (создаваемое) или приобретенное (приобретаемое) за счет средств федерального бюджета и иных средств, являются федеральной собственностью. Аналогичные положения закреплены в ст. 29 Федерального закона от 27.05.1996 № 57-ФЗ "О государственной охране", в ст. 5 Федерального закона от 06.02.1997 № 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации".

Установление права собственности Российской Федерации предопределяет ограничение оборотоспособности земельных участков из состава земель данного вида.

В соответствии со ст. 27 ЗК РФ земли обороны и безопасности подразделяются на изъятые из оборота и ограниченные в обороте.

Так, из гражданского оборота изъяты земельные участки, занятые:

– находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы;

– зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

– объектами организаций федеральной службы безопасности;

– объектами организаций органов государственной охраны;

– объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

– объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

– инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ.

Изъятие из гражданского оборота означает, что земельные участки из состава земель обороны и безопасности не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земли обороны и безопасности, не отнесенные ЗК РФ к изъятым из оборота, являются ограниченными в обороте, что предполагает возможность предоставления земельных участков из их состава на иных правах определенным субъектам для некоторых целей.

Порядок использования ограниченных в обороте земель обороны и безопасности конкретизируется специальными федеральными законами и Правительством РФ.

Так, постановление Правительства РФ от 31.03.2006 № 176 "Об утверждении Правил передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования" определяет условия передачи земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, временно не используемых для указанных нужд.

На праве аренды (договорного, срочного и возмездного владения и пользования земельным участком) предоставляются только обособленные земельные участки обороны и безопасности, прошедшие государственный кадастровый учет. Не могут передаваться в аренду земельные участки, изъятые из оборота, за исключением случаев, установленных федеральными законами. При использовании земельных участков, предоставленных воинским частям для производства сельскохозяйственной продукции, в отношении данных участков распространяется порядок использования, применимый к землям сельскохозяйственного назначения.

Федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (Министерство обороны России, Министерство внутренних дел России, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба охраны РФ, Служба внешней разведки РФ и др.), формируют из земель обороны и безопасности, временно неиспользуемых ими, перечни земельных участков, которые могут быть сданы в аренду или безвозмездное пользование. Указанные перечни включают в себя сведения о местоположении (адресе) и площади земельных участков, предполагаемых правах на них и разрешенном использовании земельных участков, а также о возможных ограничениях использования земельных участков. К перечням прилагаются проекты границ земельных участков.

Виды прав на земельные участки из состава земель обороны и безопасности зависят от целей использования данных земельных участков. Так, в целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы РФ земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через Государственную границу РФ и других объектов отводятся в постоянное (бессрочное) пользование. Нормы отвода земельных полос, размеры земельных участков, необходимых для обеспечения защиты и охраны Государственной границы РФ, порядок их использования, включая особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, определяются законодательством РФ, прежде всего Законом РФ от 01.04.1993 № 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации". Так, данным Законом устанавливается, что пограничным органам отводится в бессрочное (постоянное) пользование земельная полоса шириной до 5 км, проходящая непосредственно вдоль Государственной границы РФ на суше, а при необходимости – по берегу российской части вод пограничной реки, озера или иного водоема, в соответствии с установленными Правительством РФ нормами.

Пограничные органы в пределах приграничной территории имеют право находиться на любых участках местности и передвигаться по ним при исполнении служебных обязанностей; требовать от владельцев, пользователей земельных участков в пограничной зоне выделения мест для передвижения пограничных нарядов, оборудования и содержания в надлежащем состоянии проходов через ограждения, переходов через другие препятствия. По смыслу положений Закона, в данном случае речь не идет об установлении сервитутов, поскольку возможность ограниченного пользования земельным участком допускается только в отношении собственников земли.

В целях недопущения переноса заразных болезней через Государственную границу РФ могут быть запрещены или ограничены ОГЛАВЛЕНИЕ и выпас скота в полосе местности (карантинной полосе) вдоль Государственной границы РФ па суше. Карантинная полоса, ее ширина, порядок ее ограждения, ветеринарный режим на ней устанавливаются Минсельхозом России или по его поручению органами ветеринарного надзора субъектов РФ.

Для размещения объектов по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военных и иных объектов в закрытых административно-территориальных образованиях земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

Земли, находящиеся в собственности субъектов РФ, органов местного самоуправления, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством РФ. Статья 49 ЗК РФ определяет обстоятельства, при которых возможно изъятие (в том числе путем выкупа) земельных участков для государственных или муниципальных нужд. К числу таких исключительных обстоятельств относятся: выполнение международных обязательств РФ, а также размещение объектов использования атомной энергии, объектов обороны и безопасности при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Действующее законодательство предусматривает специальные требования к размещению и эксплуатации объектов по хранению и уничтожению химического оружия. Они установлены Федеральным законом от 02.05.1997 № 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия" и конкретизированы в Положении о зоне защитных мероприятий, устанавливаемой вокруг объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия, утвержденном постановлением Правительства РФ от 24.02.1999 № 208.

Вокруг объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия устанавливаются зоны защитных мероприятий, в пределах которых осуществляется специальный комплекс защитных мероприятий, направленных на обеспечение коллективной и индивидуальной защиты граждан, защиты окружающей среды от возможного воздействия токсичных химикатов вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций. Специальный комплекс защитных мероприятий определяется планами действий по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций при проведении работ но хранению, перевозке и уничтожению химического оружия и ликвидации их последствий, разрабатываемыми для каждого объекта отдельно.

Необходимо отличать земли обороны и безопасности от земель (территорий), временно используемых для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны. Временно используемые для нужд обороны земельные участки у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются. Использование этих земель осуществляется в соответствии с порядком, установленным для проведения изыскательских работ, а также для зон с особыми условиями использования.

На землях обороны и безопасности устанавливается ряд зон с особыми условиями использования: зоны специального назначения; зоны военных объектов; иные зоны режимных территорий.

Одним из видов зон с особыми условиями использования территорий, характерных для земель обороны и безопасности, являются зоны охраняемых объектов. Порядок определения границ зон охраняемых объектов и правовой режим таких зон регламентируется постановлением Правительства РФ от 20.06.2006 № 384 "Об утверждении Правил определения границ зон охраняемых объектов и согласования градостроительных регламентов для таких зон".

Зоны охраняемых объектов устанавливаются с целью обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов. Размер зоны охраняемых объектов и ее границы определяются с учетом размера земельного участка, на котором расположены охраняемые объекты, застройки земельного участка и вокруг него, рельефа местности, а также иных условий, обеспечивающих безопасность объектов государственной охраны и охраняемых объектов.

В целях обеспечения безопасности хранения вооружения и военной техники, другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на прилегающих к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов земельных участках могут устанавливаться запретные зоны. Правовой режим и порядок установления запретных зон определяются Положением об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.02.2000 № 135.

Границы запретной зоны и запретного района утверждаются руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых находятся военные склады, по представлению органов военного управления, в ведении которых они находятся. Границы запретной зоны обозначаются па местности хорошо видимыми указателями и надписями на русском языке и языке субъекта РФ, на территории которого находится военный склад. Границы запретного района на местности не обозначаются.

На территории запретной зоны запрещается проживание граждан, нахождение граждан без специального разрешения, строительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, устройство туристических лагерей и зон отдыха, оборудование стоянок автотранспорта, разведение открытого огня (костров), стрельба из огнестрельного оружия и проведение иных работ, за исключением противопожарных и других мероприятий по обеспечению безопасности военного склада. Также запрещается строительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военному складу и сохранности находящегося там имущества. В случае особой необходимости строительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначения на территории запретного района может разрешаться в каждом конкретном случае органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых находятся военные склады, по согласованию с органами военного управления, в ведении которых они находятся.

На территории запретных зон не допускаются устройство стрельбищ и тиров, стрельба из огнестрельного оружия, а также проживание иностранных граждан. В воздушном пространстве над территорией запретного района не допускаются прокладка воздушных трасс и полеты самолетов, вертолетов и других летательных аппаратов. В зависимости от местных условий в запретной зоне и запретном районе органами местного самоуправления в пределах их полномочий и по представлению начальника военного склада могут устанавливаться и иные ограничения, в том числе на транзитный проезд, причал судов, рыболовство, охоту, купание и др.

Особенности перевода земель обороны и безопасности из состава категории земель промышленности и иного специального назначения в другие категории устанавливает ст. 9 Закона о переводе земель. Перевод земель обороны и безопасности, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу (в том числе подземными), допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

На землях обороны и безопасности могут располагаться леса. В этом случае на данных землях образуются военные лесничества. Порядок использования лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, определяется ЛК РФ. В соответствии со ст. 11 ЛК РФ в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, может быть запрещено или ограничено пребывание граждан. Использование, охрана, защита и воспроизводство лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, осуществляются на основе лесохозяйственных регламентов, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Элементом правового режима земель обороны и безопасности выступают правовая охрана и мониторинг земель обороны и безопасности. Охрана земель обороны и безопасности осуществляется с учетом необходимости рационального использования данных земель, защиты их от вредных воздействий, а также восстановления земель и лесного фонда, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, другим негативным воздействиям. В ст. 14 ЗК РФ определен порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению. ОГЛАВЛЕНИЕ, особенности разработки, финансирования и реализации программ реабилитации радиационно загрязненных земель обороны и безопасности регулирует Федеральный закон от 10.07.2001 № 92-ФЗ "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории".