Правовой режим полетов

Воздушные суда осуществляют два типа полетов: международные полеты и полеты в пределах одного государства.

Международным считается полет, при котором пересекается граница более чем одного государства. Международные полеты, в свою очередь, делятся на регулярные и нерегулярные. Регулярные полеты осуществляются с целью перевозки грузов, пассажиров и почты; доступны для любого лица; производятся между одними и теми же пунктами в соответствии с опубликованным расписанием. Нерегулярные полеты — это эпизодические, разовые полеты, например, для обеспечения чартерных перевозок.

Воздушное пространство, расположенное над территорией государства, является частью его территории. Государство обладает полным и исключительным суверенитетом над своим воздушным пространством и имеет право разрешать или запрещать любые полеты над своей территорией. Никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией государства, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции.

Для организации полетов воздушных судов и осуществления других видов деятельности по использованию воздушного пространства государство выделяет воздушные трассы, определяет районы аэродромов, воздушные коридоры для прилета и вылета воздушных судов и т.д. Каждое государство также обязано предоставлять на своей территории радио- и метеорологические службы, иные средства для аэронавигации, устанавливать процедуры связи, издавать соответствующие карты и схемы.

В целях обеспечения государственной или общественной безопасности государства вправе также устанавливать зоны ограничения полетов. Эти ограничения могут заключаться в особом порядке получения разрешения на полет, определении специальных условий производства полетов, ограничении полетов и т.д. В отдельных районах государства полеты могут быть полностью запрещены.

Государства регулируют деятельность национальных и иностранных авиакомпаний, порядок и условия выдачи разрешения на эксплуатацию международных воздушных линий, условия полета, посадки на аэродромах, перевозки пассажиров, грузов, багажа и др. Государство имеет право отказывать воздушным судам других государств в разрешении принимать на борт на его территории пассажиров, почту и груз, перевозимых за вознаграждение или по найму и имеющих другой пункт назначения в пределах его территории. Законы государства, относящиеся к допуску на его территорию или отправлению с его территории пассажиров, экипажа или груза воздушных судов (правила, касающиеся въезда, выпуска, иммиграции, паспортного и таможенного контроля и карантина), должны соблюдаться пассажирами и экипажем, а также в отношении груза при прибытии, убытии или во время нахождения на территории этого государства. Компетентные власти государства имеют право производить досмотр воздушных судов других государств при их прибытии или убытии и проверять удостоверения и другие документы.

В соответствии с нормами международного воздушного права выработаны следующие "права" или "свободы воздуха": право выполнять транзитные беспосадочные полеты в своем пространстве иностранным авиаперевозчиком; право выполнять полет с посадкой (для дозаправки и др.); право принимать на борт и высаживать на территории иностранного государства пассажиров, выгружать грузы, багаж и почту; те же действия для любых третьих стран; право осуществлять перевозки между третьими государствами через свою территорию; право осуществлять перевозки между третьими странами, минуя свою территорию.

По двусторонним договорам о воздушном сообщении государства предоставляют друг другу определенные права в отношении их регулярного международного воздушного сообщения, например: а) совершать пролет над территорией ее государства без посадки; б) совершать на территории государств остановки с некоммерческими целями.

Права воздуха предоставляются в целях эксплуатации международных воздушных линий (договорные линии) по маршрутам, указанным, как правило, в приложении к договору о воздушном сообщении (установленные маршруты).

Государство может по соображениям военной необходимости или общественной безопасности ограничить или запретить на единообразной основе полеты воздушных судов других государств над определенными зонами своей территории. Такие запретные зоны должны иметь "разумные размеры и местоположение" с тем, чтобы без необходимости не создавать препятствий для аэронавигации. Описания таких запретных зон направляются другим государствам и ИКАО.

Каждое государство также сохраняет за собой право немедленно при исключительных обстоятельствах или в период чрезвычайного положения или в интересах общественной безопасности временно ограничить или запретить полеты над всей своей территорией или какой-либо ее частью при условии, что такое ограничение или запрещение применяется к воздушным судам всех других государств, независимо от их национальности.

За исключением случаев транзита любое воздушное судно, которое входит па территорию государства, совершает посадку в аэропорту с целью прохождения таможенного и иного контроля. Сведения о всех указанных таможенных аэропортах публикуются государством и направляются ИКАО для передачи другим государствам.

Нормы государства, относящиеся к допуску на его территорию или отправлению с его территории пассажиров, экипажа или груза воздушных судов, такие, как правила, касающиеся въезда, выпуска, иммиграции, паспортного и таможенного контроля и карантина, соблюдаются такими пассажирами и экипажем или от их имени, а также в отношении груза при прибытии, убытии или во время нахождения на территории этого государства.

Компетентные власти государства имеют право производить досмотр воздушных судов других государств при их прибытии или убытии и проверять удостоверения и другие документы.

С целью эксплуатации договорных линий по установленным маршрутам государства назначают авиапредприятия, уведомляя об этом письменно другое государство. По получении уведомления о назначении авиапредприятий государство предоставляет каждому назначенному авиапредприятию разрешение на эксплуатацию договорных линий. Авиационные власти государства (обычно министерство транспорта) до выдачи разрешения на эксплуатацию могут потребовать от авиапредприятия другого государства доказательств того, что оно способно выполнять условия, предписанные законодательством, обычно и обоснованно применяемые этими властями при эксплуатации международных воздушных линий.

Государство вправе отказать в предоставлении разрешения на эксплуатацию или потребовать выполнения таких условий, которые она сочтет необходимыми при использовании назначенным авиапредприятием прав, в случае, если оно не имеет доказательств того, что преимущественное владение или действительный контроль над этим авиапредприятием принадлежат стране, назначившей это авиапредприятие, или гражданам ее государства.

Назначенное авиапредприятие, получившее разрешение на эксплуатацию, может начать эксплуатацию договорных линий при условии, что расписание полетов, согласованное назначенными авиапредприятиями, утверждено авиационными властями государств и тарифы, введены в действие в отношении указанной линии.

Назначенным авиапредприятиям государств-контрагентов предоставляются справедливые и равные условия эксплуатации договорных линий по установленным маршрутам. При эксплуатации договорных линий назначенные авиапредприятия одного государства учитывают интересы назначенных авиапредприятий государства-контрагента, эксплуатирующих воздушную линию по тому же маршрут с тем, чтобы не нанести ущерба их перевозкам.

Расписания полетов должны представляться на утверждение авиационным властям договаривающихся государств обычно не позднее 45 дней до даты начала эксплуатации международных воздушных линий.

В настоящее время можно выявить две основные тенденции в мировой гражданской авиации:

1) интеграция рынков авиаперевозок, которая охватывает: а) политику ИКАО по поддержке регионального сотрудничества в области гражданской авиации; б) заключение многосторонних региональных соглашений о воздушном сообщении; в) формирование глобальных альянсов авиаперевозчиков; г) развитие "хабовых" технологий перевозок пассажиров и грузов; д) развитие передовых информационных технологий, особенно в сфере маркетинга и продажи авиатранспортных услуг;

2) либерализация международных авиасообщений, включающая в себя следующие составляющие: а) либерализация владения авиаперевозчиками; б) расширение доступа па рынки международных авиаперевозок пассажиров, грузов и почты; в) прогрессирующая либерализация сферы грузовых перевозок; г) либерализация торговли услугами в рамках ВТО; д) развитие авиаперевозок с низкими издержками; с) защита прав потребителей услуг гражданской авиации.

Ответственность за ущерб, причиненный иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности

Любое лицо, которому причинен ущерб на поверхности, имеет право на возмещение, предусмотренное Конвенцией об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности. 1952 г. Конвенция применяется к случаям причинения ущерба на территории участника Конвенции воздушным судном, зарегистрированным в другом государстве-участнике.

Право на возмещение ущерба возникает только при условии доказательства, что этот ущерб причинен воздушным судном, находившимся в полете, либо лицом или предметом, выпавшим из него. Однако право на возмещение отпадает, если ущерб не является прямым следствием происшествия, в результате которого причинен ущерб, или если ущерб является результатом простого факта пролета воздушного судна через воздушное пространство в соответствии с существующими правилами воздушного движения.

Обязанность возместить ущерб возлагается на эксплуатанта воздушного судна — лицо, которое использует воздушное судно в момент причинения ущерба, причем, если контроль над навигацией воздушного судна сохраняет за собой лицо, от которого прямо или косвенно исходит право пользования воздушным судном, такое лицо считается эксплуатантом.

Зарегистрированный собственник воздушного судна считается эксплуатантом и как таковой несет ответственность, если только в процессе установления ответственности он не докажет, что эксплуатантом являлось другое лицо, и не примет соответствующие меры к тому, чтобы это лицо выступило в качестве стороны в процессе.

Лицо не несет ответственности, если:

а) ущерб является прямым следствием вооруженного конфликта или гражданских волнений либо если такое лицо было лишено возможности использовать воздушное судно в силу акта государственной власти;

б) докажет, что данный ущерб был причинен исключительно в результате вины лица, которому причинен ущерб, либо его служащих или агентов.

Если лицо, которое несет ответственность, докажет, что причинению ущерба способствовала вина лица, которому причинен ущерб, либо его служащих или агентов, то возмещение уменьшается в той степени, в какой такая вина способствовала причинению ущерба. Однако такое освобождение от ответственности или ее уменьшение не применяется, если в случае вины служащего или агента лицо, которому причинен ущерб, докажет, что его служащий или агент действовали вне пределов своих полномочий.

Если лицо, которому причинен ущерб, докажет, что он был причинен в результате преднамеренного действия или бездействия эксплуатанта или его агентов, совершенных с целью причинения ущерба, ответственность эксплуатанта является неограниченной при условии, что служащий или агент действовал при исполнении своих служебных обязанностей и в пределах своих полномочий.

Если какое-либо лицо незаконно завладевает воздушным судном и использует сто, не имея на то согласия лица, обладающего правом пользования этим воздушным судном, его ответственность также является неограниченной.