Правовой режим открытой информации

В структуре проблем правового регулирования режима информации по доступу важнейшее место занимает вопрос о свободе доступа к информации и легитимном определении открытой информации.

Эта проблема решается двумя путями. Первый связан с включением в законодательство норм о свободе информации и ее ограничении исключительно на основе закона. Второй путь реализуется через включение норм о запрете относить определенные виды информации к категориям ограниченного доступа. Так, в ч. 4 ст. 8 Закона об информации указано, что не может быть ограничен доступ: 1) к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления; 2) информации о состоянии окружающей среды; 3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну); 4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией; 5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Перечень ограничений по отнесению сведений к категории государственной тайны содержится и в Законе о государственной тайне. Об этом более подробно будет рассказано в главе учебника, посвященной информационной безопасности. Самостоятельно будет рассмотрен и вопрос о защите информации с учетом уже обозначенных характеристик правового режима информационных ресурсов и отдельных видов информации. Здесь лишь отметим, что в последнее время все большее значение приобретают такие виды информации, как оцифрованные ресурсы бумажной (рукописной и печатной), графической, фотоинформации, живописи, телекоммуникационных форматов. Наиболее острым стал вопрос об определении и использовании "открытых данных" в сетевом пространстве.

О нормативной основе формирования и использования информационных ресурсов

Рассмотренные основные положения базового Закона об информации не исчерпывают проблемы регулирования отношений в области формирования, сбора, хранения, использования информационных ресурсов различных субъектов, обладающих правом на информацию. Предстоит большая работа по регулированию отношений, связанных с отдельными видами информационного ресурса страны. Мы уже говорили о сложностях разграничения права собственности на ресурсы федерального ведения и ведения субъектов РФ. Субъекты РФ активно формируют свои региональные системы информационных ресурсов и, естественно, хотят ими продуктивно распоряжаться. На этой основе развивается законодательство субъектов РФ в области регулирования информационных ресурсов. Напомним о законе Ханты-Мансийского автономного округа, который так и называется "Об информационных ресурсах Ханты-Мансийского автономного округа Российской Федерации". Он принят в 1998 г. и успешно действует уже много лет. С учетом изменившихся обстоятельств в настоящее время в этом субъекте РФ ведется работа по подготовке новой редакции этого закона. Подобные законы приняты в Воронежской области, проекты таких законов обсуждаются законодательными органами Москвы, Московской области, других субъектов РФ. На состоявшихся в декабре 2009 г. парламентских слушаниях по вопросу о законодательном обеспечении создания и ведения единых государственных информационных ресурсов много было сказано о том, что и как должно быть преобразовано в структуре государственных информационных услуг, а также приведены факты локальных решений вопросов о введении электронного оборота документов. В частности, отмечен опыт Республики Татарстан. Например, введение в этой Республике в действие государственной системы телекоммуникаций, к которой подключено более 4,5 тыс. бюджетных учреждений и более 900 муниципальных образований, позволило создать систему электронного документооборота. Свыше 8,5 тыс. служащих работают в системе межведомственного электронного документооборота. Члены Правительства Татарстана рассматривают документы преимущественно в электронной форме, используя специальные "мобильные офисы" для дачи голосовых и рукописных поручений. По сообщению заместителя председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи В. Л. Горбачева, в этой республике бюджетные учреждения имеют электронную цифровую подпись и сдают всю налоговую и пенсионную отчетность в электронном виде. Более 200 тыс. пользователей являются посетителями сайтов в составе единого портала Правительства Татарстана. Это лишь один пример. В 2011–2013 гг. реализуется республиканская целевая программа, в которой решаются вопросы понятий, терминов и правовых основ регулирования деятельности социально-ориентированных некоммерческих организаций.

Закон – не единственная форма обеспечения нормативного регулирования отношений в области формирования и использования информационных ресурсов. На основе закона разрабатываются пакеты или блоки нормативных актов, которые регламентируют порядок осуществления той или иной процедуры или операции с информационными ресурсами. Так, на основе и во исполнение закона Ханты-Мансийского автономного округа разработан и проходит апробацию ряд документов, в их числе положения: о правилах ведения Государственного регистра населения, о реестре юридических лиц, о Единой системе информационных ресурсов округа и др. Существуют правовые акты отдельных федеральных органов исполнительной власти о порядке работы с информацией. Например, в системе Федеральной налоговой службы России. Еще ожидают своего решения вопросы о правовом режиме служебной информации, о служебной тайне, а также другие проблемы, связанные с уточнением правового режима отдельных видов информации.