Лекция 18. Правовой режим охраны и использования водных объектов

Согласно ст. 1 ВК пол водным фондом понимается совокупность водных объектов в пределах территории РФ. При этом в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей водные объекты подразделяются на:

- поверхностные водные объекты, к которым относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, бухты,

лиманы и др.);

водотоки (реки, ручьи, каналы);

водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота;

природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники;

- подземные водные объекты, в том числе: бассейны подземных вод; водоносные горизонты.

Кроме того, водные объекты классифицируются на: водные объекты общего пользования, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании;

водные объекты особого пользования, которыми пользуется ограниченный круг лиц.

Правовое регулирование охраны и использования водных объектов

Базовым законодательным актом, регулирующим общественные отношения в рассматриваемой сфере, является

ВК, который определяет требования к охране и использованию водных объектов, устанавливает полномочия РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, называет функции государственного управления.

Самостоятельную группу общественных отношений регламентирует специальный законодательный акт - Федеральный закон от 01.05.1999 № 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", необходимость принятия которого была вызвана неблагополучной экологической обстановкой, сложившейся в этой уникальной экологической системе, включающей в себя единый комплекс водного объекта и прилегающей к нему территории.

Свою реализацию названные законодательные акты нашли в решениях Правительства РФ, среди которых необходимо назвать постановление от 19.12.1996 № 1504 "О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты".

Субъекты РФ в пределах своей компетенции принимают собственные законы и подзаконные правовые акты, регламентирующие вопросы охраны и использования водных объектов с учетом региональной специфики. Так, постановлением Правительства Москвы от 19.10.1999 № 958 утверждено Временное положение о водоохранных зонах водных объектов, расположенных на территории г. Москвы, и их прибрежных защитных полосах.

Важную роль в правовом регулировании рассматриваемой сферы играют ратифицированные СССР и РФ акты международного права, к числу которых можно отнести Конвенцию по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Лондон, 1972 г.), Конвенцию по защите морской среды района Балтийского моря (Хельсинки, 1974 г.) и Конвенцию по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (Хельсинки, 1992 г.).

ОГЛАВЛЕНИЕ государственного управления в сфере охраны и использования водных объектов

К числу основных функций государственного управления в сфере охраны и использования водных объектов относятся: осуществление государственного мониторинга водных объектов, ведение государственного водного реестра и осуществление государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.

Государственный мониторинг водных объектов согласно ст. 30 ВК является частью государственного мониторинга окружающей среды и представляет собой систему регулярных наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, собственности физических или юридических лиц.

Согласно ст. 31 ВК государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, их целевого использования и охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Он представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной, региональной, муниципальной и частной собственности, об их использовании, о речных бассейнах и бассейновых округах. В нем также регистрируются договоры водопользования и решения о предоставлении водных объектов в собственность.

Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов согласно ст. 36 ВК призван обеспечивать соблюдение:

требований к использованию и охране водных объектов;

особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон и зон специальной охраны источников питьевого водоснабжения;

иных требований водного законодательства. Порядок работы контролирующих органов регламентирован Положением об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 № 716.

Требования к охране водных объектов

Учитывая особую важность водных объектов как для жизнеобеспечения, так и для промышленных целей гл. 6

ВК устанавливает систему требований, предъявляемых к их охране, суть которых сводится к:

принятию мер к предотвращению загрязнения, засорения и истощения вод, а также мер по ликвидации последствий указанных явлений;

запрету сброса в водные объекты и захоронения в них производственных, бытовых и других отходов;

запрету захоронения в водных объектах ядерных материалов и радиоактивных веществ;

запрету сброса в водные объекты сточных вод, ОГЛАВЛЕНИЕ в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты;

соблюдению правил проектирования, размещения, строительства и эксплуатации водохозяйственных систем;

охране лесов, расположенных в водоохранных зонах;

установлению зон и округов санитарной охраны в целях охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

установлению водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов;

созданию особо охраняемых водных объектов;

объявлению водных объектов, их части и их водосборных площадей зонами чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия, если в результате хозяйственной деятельности или природных процессов происходят изменения, угрожающие здоровью людей, животному и растительному миру, состоянию окружающей среды и др.

Ответственность за нарушения законодательства об охране и использовании водных объектов

Нарушители законодательства об охране и использовании водных объектов в зависимости от характера нарушения могут нести дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.

КоАП предусматривает наступление административной ответственности за:

уничтожение специальных знаков (ч. 2 ст. 7.2);

самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения (лицензии) (ст. 7.6);

самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 7.8);

нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12);

нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13);

нарушение правил водопользования (ст. 8.14);

нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (ст. 8.15).

Субъектами РФ также может устанавливаться административная ответственность за нарушение водного законодательства.

УК устанавливает уголовную ответственность за совершение преступлений, предусмотренных ст. 250 (загрязнение вод) и ст. 252 (загрязнение морской среды).