Лекция 21. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности

Ключевые термины

• внешнеэкономическая деятельность

• внешнеэкономические связи

• таможенно-тарифное регулирование

• нетарифное регулирование

• таможенный тариф

• экспортный контроль

• валютные операции

• транспортные операции

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

• правовые основы внешнеэкономической деятельности;

• принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

• основы договорного регулирования внешнеэкономической деятельности;

• правовое регулирование транспортных операций;

уметь

• давать характеристику субъектам внешнеэкономической деятельности;

• анализировать методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

владеть

терминологией и основными понятиями, используемыми в законодательстве РФ, регулирующем внешнеэкономическую деятельность;

• навыками анализа нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в области внешнеэкономической деятельности.

Понятие внешнеэкономической деятельности

Принято считать, что внешнеэкономическая деятельность (далее – ВЭД) – это предпринимательская деятельность физических и юридических лиц в области международного обмена товарами, услугами, перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов. Вместе с тем практика регулирования ВЭД предполагает, что его основным субъектом все же выступает государство, которое за счет применения совокупности методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами регламентирует предпринимательскую деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности.

Если сузить эти рассуждения до фактической рутинной деятельности предприятия, имеющего контракты с иностранными субъектами, то регламентация ВЭД сведется к необходимости соблюдения правил, установленных государством для экспортно-импортных операций, основными элементами которых выступят:

– экспортно-импортный документооборот;

– расчеты и бухгалтерский учет;

– таможенная очистка товара или оплата таможенных сборов и пошлин;

– сертификация импортируемых товаров, если это входит в контрактные обязательства.

Следует также заметить, что иностранные субъекты внешнеэкономических контрактов вообще могут не воспринимать ВЭД как осмысленную правовую категорию.

Иностранная, в частности англоязычная юридическая литература, вообще не оперирует данным понятием. "Foreign

economic activity", как наиболее близкий перевод к рассматриваемому понятию.

Как правило, термин "ВЭД" используется в рекламных целях российскими информационными порталами или компаниями, зарегистрированными в странах СНГ и некоторых других, входивших ранее в состав СССР.

Доктринальные источники, равно как и общепризнанные юридические словари[1], в большинстве своем используют понятие "международная торговля" (англ. international trade). Это очень важное отличие, которое отражает разницу в подходах правового обеспечения предпринимательской деятельности – мы говорим, по сути, о зарубежной торговле, в то время как у наших партнеров речь идет о международной торговле. И это далеко не лингвистический казус[2].

Начиная с 1990-х гг. в торговом и интеллектуальном обороте укоренилось понятие "многонациональные корпорации" (англ. multinational corporations) для которых ВЭД представляет собой довольно обособленное понятие, поскольку, организовывая свой бизнес под производство продукции, потребителями которой могут выступать резиденты абсолютного большинства стран, вне места производства, вся внешнеэкономическая деятельность многонациональных корпораций сведется к приспособлению деятельности с учетом действующих правил государства производства и регистрации.

Как договоры, так и национальные правовые источники России и стран СНГ применяют термины и "внешнеэкономическая деятельность", и "внешнеторговая деятельность". Например, ст. 47 Таможенного кодекса Таможенного союза упоминает термин "внешняя торговля", а гл. 6 названа "Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза". Вместе с тем юридическое значение этих терминов ни в этом, ни во многих других нормативных документах не раскрывается.

Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" вместо ВЭД использует термин "внешнеэкономические связи" и дает им в ст. 1 следующее значение: под международными и внешнеэкономическими связями субъектов РФ понимаются осуществляемые в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и в иных областях связи с иностранными партнерами". Следовательно, законодатель различает термины "связи" и "деятельность", однако не дает этому объяснений.

Таким образом, российский законодатель не дает определения этого понятия. В большинстве же зарубежных стран понятие "внешнеэкономическая деятельность"[3] используется для определения основных принципов (или правил), на которых строится государственная политика в отношении экономических связей с иностранными государствами.

Вместе с тем в российской специальной литературе понятие "внешнеэкономическая деятельность" определяется как внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность); или как "совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих функций экспортных ориентированных предприятий"[4].

Субъектами ВЭД признаются государства, юридические и физические лица, являющиеся иностранными по отношению друг к другу.

Функции российского государства по правовому регулированию ВЭД заключаются в создании норм права, применение которых обеспечивает благоприятную внутригосударственную правовую среду заключения и исполнения внешнеэкономических сделок, а также создание выгодных международно-правовых условий деятельности субъектов ВЭД.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации осуществляется несколькими методами, включающими валютный контроль и тарифное регулирование (проводимое через установление импортного и экспортного таможенных тарифов), нетарифное регулирование (путем установления количественных ограничений экспорта и импорта за счет квотирования и лицензирования); экспортный контроль; установление государственной монополии на экспорт и (или) импорт тех или иных товаров, установление технических, санитарных, ветеринарных, экологических и иных стандартов в отношении ввозимых товаров.