Лекция 6. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В результате изучения главы студент должен:

знать

• понятие внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности, методы ее государственного регулирования;

• процедуру заключения внешнеэкономических сделок, а также механизм рассмотрения экономических споров, возникших из международного торгового договора;

уметь

• грамотно составить договор международной купли-продажи, включив в него арбитражную оговорку, в которой убедительно обосновать применимое право и выбор арбитражного суда для рассмотрения возможно возникших разногласий;

владеть

• навыком разрешения коллизионных проблем нрава, возникающих во внешнеэкономической деятельности;

• навыком грамотного составления искового заявления при возникновении спора, осложненного иностранным элементом.

Первое десятилетие XXI в. характеризуется активной интеграцией экономики России в международные экономические связи. В таких условиях правовое регулирование ВЭД требует осознания не только ее юридического, но и практического значения. Знание принципов и норм правового регулирования, применение их при заключении договоров и сделок с иностранными контрагентами способствуют грамотному и успешному достижению положительных результатов ВЭД.

Понятие "внешнеэкономическая деятельность" содержится в Федеральном законе от 18.07.1999 № 183-ФЗ "Об экспортном контроле". Там сказано, что к ВЭД относится внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них). Из всего перечисленного на практике большая часть ВЭД приходится на сферу внешней торговли.

Более позднее определение внешнеторговой деятельности было дано в Федеральном законе от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Согласно данному закону внешнеторговая деятельность – это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

При этом под внешнеэкономической и внешнеторговой деятельностью понимается коммерческая (предпринимательская) деятельность. Как отмечает А. А. Володин, хотя в упоминаемых законах прямые формулировки отсутствуют, такой вывод, тем не менее, обоснованно следует из анализа российского законодательства и международных договоров, участницей которых Россия (как преемница СССР) является1. К ним относятся: Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (1980), Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (1988) и др.

Как видим, внешнеторговая деятельность представляет собой разновидность предпринимательской деятельности в области международного обмена и регулируется государством посредством публичного права (конституционного, административного, финансового, таможенного и другого права) и ее участниками посредством частного права (гражданского), где ведущая роль отводится договору.

Целью государственного регулирования внешнеторговой деятельности является обеспечение благоприятных условий для ее осуществления; защита экономических и политических интересов РФ; создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг.

Источники права в сфере внешнеэкономической деятельности

Источниками права, регулирующего внешнеторговую деятельность, являются:

– законодательство РФ;

– международные договоры РФ;

– обычаи делового оборота (торговые обычаи).

Общие начала правового регулирования внешнеторговой деятельности заложены в Конституции РФ (так, в ее ст. 71 п. "л" прямо сказано, что внешнеэкономические отношения РФ находятся в ведении Российской Федерации), а координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 ч. 1 п. "о"),

В развитие норм Конституции РФ были приняты законы, регулирующие внешнеторговые отношения. Центральным среди них является Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Он закрепляет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, уточняет полномочия Российской Федерации и ее субъектов в области внешнеторговой деятельности, защищает экономические и политические интересы РФ в сфере ВЭД.

Важное значение как источники права в сфере ВЭД имеют Федеральные законы: от 04.01.1999 № 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации", целый ряд законов, который был принят ранее, но в последние годы дополнен и изменен в связи с требованиями положений и нормативных актов ВТО, – Закон о валютном регулировании; Федеральные законы от 19.07.1998 № 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами"; от 18.07.1999 № 183-ФЗ "Об экспортном контроле"; от 08.12.2003 № 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров"; от 22.07.2005 № 116-ФЗ "Об особых экономически зонах в Российской Федерации" и др.

Отдельные аспекты внешнеторговой деятельности регулируют: НК РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ и др.

Важное место в системе правового регулирования ВЭД занимают указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Отдельные министерства РФ могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие внешнеторговую деятельность в соответствующих областях.

Основой частноправового регулирования внешнеторговых отношений являются ГК РФ и принятые в его развитие федеральные законы, формулирующие договорное право, построенное на началах юридического равенства, инициативы и имущественной самостоятельности участников.

В условиях стремительного развития международного товарообмена и тенденции к унификации принципов и правил регулирования международной экономической деятельности все большее значение приобретают международные правовые источники правового регулирования ВЭД. При этом важными источниками являются не только международные договоры РФ, но и общепризнанные принципы и нормы международного права.

Наиболее подробную регламентацию правового режима торговых отношений содержат торговые договоры. Именно они создают правовую базу для всего комплекса торгово-экономических связей. В договорах определяется правовой статус физических и юридических лиц одного государства на территории другого, устанавливаются принципы торговых отношений.

Для России как правопреемника Союза ССР сохранили свое действие международные договоры, заключенные ранее СССР.

Согласно Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Это положение отражено и в ст. 7 ГК РФ. Данная практика подтверждена и судами РФ при рассмотрении конкретных дел.

Международные договоры, являющиеся источниками правового регулирования ВЭД, подразделяются на многосторонние и двусторонние.

Многосторонние международные договоры заключаются несколькими государствами в целях создания универсального международно-правового режима отношений для предпринимателей участвующих в договоре государств. В качестве примера можно привести Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров (1980), Гаагскую конвенцию о праве, применимом к международной купле-продаже движимых материальных вещей (1955), Конвенцию ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях (1988). Многочисленные многосторонние соглашения были заключены по различным вопросам торгового мореплавания (например, Конвенция для объединения некоторых правил относительно столкновения судов, Конвенция для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасения на море и др.). Заключены многосторонние договоры о перевозке грузов железнодорожным транспортом, автомобильным транспортом и т.п.

Особое место занимают многосторонние конвенции, заключенные между государствами, входящими в СНГ (Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, 1992 г.; Соглашение о порядке транзита 1992 г.; Конвенция о защите прав инвесторов 1997 г. и др.).

Большую роль в подготовке и принятии многосторонних международных договоров (их часто называют конвенциями) играют такие международные организации, как Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИ-ТРАЛ), Международный институт унификации частного права (УНИДРУА), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и др.

Важным источником права, регулирующим внешнеэкономические отношения, являются договоры, заключаемые между двумя государствами, т.е. двусторонние. Эти договоры устанавливают общий режим, применяемый в торговле между Российской Федерацией и соответствующим иностранным государством (например, Соглашение о торговых отношениях между СССР и США (1990); Соглашение между Российской Федерацией и Украиной о свободной торговле (1993); Соглашение между СССР и Болгарией о международном автомобильном сообщении). Подобные соглашения были заключены с Венгрией, Польшей, Румынией и др.

Значительную роль в правовом регулировании внешнеторговой деятельности и особенно в торговом мореплавании играют обычаи делового оборота (торговые обычаи). Они обобщаются и формулируются авторитетными международными организациями и фиксируются в материалах ООН, специальных сборниках торговых палат, крупных бирж, типовых контрактах, решениях третейских судов. Широкое применение в практике получили разработанные Международной Торговой Палатой (МТП создана в 1919 г. с местонахождением в г. Париже) Международные правила толкования торговых терминовИНКОТЕРМС. ИНКОТЕРМС – это сокращенное наименование международных торговых терминов – International Commercial Terms. В настоящее время действует редакция "ИНКОТЕРМС 2010". Это обобщенные международные торговые обычаи, применяемые при заключении и исполнении договоров о внешнеторговой поставке товаров. Российский предприниматель, занимающийся внешнеторговой деятельностью, должен знать применяемые в зарубежной практике торговые обычаи, правила коммерческой деятельности, сложившуюся торговую практику.