Лекция 9. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

Транспортные сети охватывают всю территорию РФ, эволюция транспорта и развитие различного рода транспортных услуг в большой степени влияет на укрепление рыночных отношений и отечественного товарного оборота в целом. Эффективность транспортного обслуживания зависит от многих факторов, но немаловажным среди них является адекватная реальности нормативная база, регулирующая возникновение, изменение и прекращение транспортных обязательств.

В рамках юридической теории ряд ученых предлагает выделять особую самостоятельную комплексную отрасль права — транспортное право.

В зависимости от характера транспортировки перемещение объектов может быть наземным, воздушным, надводным. Наземная транспортировка включает в себя железнодорожную, трубопроводную, автотранспортную, воздушная — авиатранспортную, а надводная — морскую и речную транспортировку. Однако транспортировка является более широким понятием, нежели перевозка, поскольку не включает в себя трубопроводную транспортировку. В остальном эти понятия употребляются как синонимы.

В настоящее время правовое регулирование перевозок осуществляется на основе положений гл. 40 и 41 ГК РФ, Таможенного кодекса Таможенного союза, Федеральных законов от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", а также на основе транспортных уставов и кодексов, правил перс-возок отдельными видами транспорта. К последним относятся такие нормативные акты, как: КВВТ РФ, КТМ РФ, Воздушный кодекс, Федеральные законы от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", постановления Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", от 2 марта 2005 г. № 111 "Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности", от 6 февраля 2003 г. № 72 "Об утверждении Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте" и приказ Минтранса России от 28 июня 2007 г. № 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей"" и др.

Перевозка — это деятельность по перемещению различных объектов, осуществляемая специальными предпринимателями на основе договора. К перевозчику законодательством предъявляются особые требования. Согласно ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность, связанная с различными видами перевозок, подлежит обязательному лицензированию, которое осуществляет Ространснадзор, Росавиация, Росжелдор, Росморречфлот в порядке, установленном нормативными актами.

Перевозки классифицируются по критерию объекта как пассажирские и грузовые. Эта классификация является самой распространенной и взята за основу гражданским законодательством, также используется широко на практике.

Исходя из анализа ГК РФ перевозка является разновидностью транспортных услуг. Наряду с ней к последним относятся транспортно-экспедиционные услуги. Транспортные услуги являются предметом договора перевозки, договора фрахтования и договора транспортной экспедиции, каждый из которых имеет свои особенности.