Лекция 18. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОЭКСПЕДИЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК

В международном транспортном процессе можно выделить две составляющие. Первая – это собственно перемещение грузов из пункта погрузки в пункт доставки, т.е. их перевозка. Вторая представляет собой комплекс операций по обеспечению их перемещения. Международная перевозка сопряжена с выполнением ряда вспомогательных операций, обслуживающих ее организацию и осуществление (например, выработка оптимальных маршрутов перевозки грузов, подготовка их к перевозке, принятие, взвешивание, погрузка, сопровождение грузов, контроль за их перевозкой, при необходимости перегрузка с одного вида транспорта на другой, досылка части груза, выгрузка грузов в пункте назначения, организация их хранения, выполнение официальных и таможенных формальностей и т.д.).

Хотя вторая составляющая международного транспортного процесса выполняет служебную роль по отношению к первой, ее роль и значение в осуществлении оптимального движения товаров на международном рынке трудно переоценить. Без вспомогательных транспортных операций невозможно осуществление международной перевозки.

В силу различных причин такие вспомогательные операции, как правило, не выполняются ни грузовладельцем (продавцом или покупателем товара), ни перевозчиком. На международном рынке транспортных услуг они осуществляются специализированными фирмами, которые занимаются транспортно-экспедиционной деятельностью. Эти фирмы опосредованно связывают рынки товарных и транспортных услуг, профессионально владея опытом работы и в той, и в другой сфере. По сути, такие фирмы объединяют в единое целое интересы грузовладельцев и перевозчиков. Таким образом, они выступают в качестве транспортных посредников, роль и значение которых в международной торговле и на рынке транспортных услуг постоянно растет.

Наряду с другими факторами это объясняется тенденцией углубления международного разделения труда, которая коснулась транспортных процессов и привела, во-первых, к стабильному росту количества фирм, занимающихся транспортно-экспедиционным обслуживанием, во-вторых, к существенному расширению спектра их посреднических услуг в организации движения товаров, а также к увеличению объема этих услуг и, в-третьих, к расширению географии деятельности таких фирм. Совершенствуются формы и методы их деятельности.

Важно отметить, что отношения между транспортно-экспедиторскими фирмами и грузовладельцами, с одной стороны, и перевозчиками – с другой, строятся на договорной основе. Характер этих договорных отношений не одинаковый. Он определяется в первую очередь субъектным составом складывающихся правоотношений.

Правовые отношения между грузовладельцем и транспортно-экспедиторской фирмой определяются договором транспортной экспедиции. Для грузовладельца (грузоотправителя, грузополучателя) он является правовым средством, обеспечивающим выполнение таких обязательств по договору перевозки груза, как подготовка груза к перевозке, осуществление погрузочно-разгрузочных работ, выполнение официальных формальностей, связанных с пересечением границы, таможенное оформление, документационное обеспечение импортных и экспортных грузов и т.д.

По договору транспортной экспедиции все перечисленные действия берет на себя экспедитор. В российском гражданском законодательстве нормы, регулирующие транспортно-экспедиционные услуги, закреплены в гл. 41 ГК РФ "Транспортная экспедиция".

В практике международных перевозок транспортно-экспедиторские фирмы выполняют функции по оказанию экспедиторских услуг не только грузовладельцам, но и перевозчикам. В деятельности последних также существует немало вопросов по организации международной перевозки груза и эффективного ее осуществления. Перевозчик не всегда имеет возможность оптимизировать весь перевозочный процесс в рамках возложенных на него обязательств по договору международной перевозки, таких как маршрутизация перевозки, при необходимости осуществление погрузки, перегрузки и выгрузки груза, поддержание транспортного средства в нормальном техническом состоянии на международном маршруте, выполнение официальных и таможенных формальностей, установление контактов с местными властями и решение с ними вопросов по обеспечению перевозки и некоторых других.

Перевозчики в лице судоходных компаний, железных дорог, автопредприятий, авиакомпаний максимально заинтересованы в услугах посредника, который мог бы представлять их интересы в морских и речных портах, аэропортах других стран, на пограничных железнодорожных станциях, на автомобильных погранпереходах.

Все перечисленные функции выполняют транспортно-экспедиторские фирмы в силу особого положения на международном рынке транспортных услуг. Но в отношениях с перевозчиками они выступают в качестве транспортных агентов. Стороны заключают договор транспортного агентирования. В российском законодательстве договорные отношения между ними регулируются в гл. 52 ГК РФ "Агентирование".

Таким образом, транспортный посредник, каким является транспортный экспедитор, вследствие заключения двух договоров получает двойной правовой статус. Заключив с грузовладельцем (грузоотправителем, грузополучателем) договор транспортной экспедиции, он выступает в качестве экспедитора, а по договору транспортного агентирования, заключенному с перевозчиком, он – транспортный агент. Складывающиеся между указанными участниками транспортного обеспечения в международной торговле правоотношения являются наиболее приемлемыми, что подтверждается международной практикой. Они позволяют каждому участнику успешно выполнять свои задачи.

Транспортный посредник как никто другой профессионально ориентируется в проблемах, которые ему необходимо решать для выполнения обязательств по обоим договорам. Главное условие, предъявляемое к нему в этой ситуации, – полный "нейтралитет" по отношению к контрагентам, с которыми он вступил в договорные отношения, неразглашение коммерческих тайн своих клиентов.

Для грузовладельца (грузоотправителя, грузополучателя) важно найти надежного перевозчика, который мог бы осуществить перевозку с соблюдением необходимых условий и требований, предъявляемых к транспортировке конкретного груза, организовать перевозочный процесс и выполнение необходимых работ с грузом.

Перевозчика же интересуют в первую очередь вопросы поиска клиентов для перевозок грузов, обслуживания транспорта на заграничных маршрутах, выполнения таможенных и иных формальностей, взимания провозных платежей.

Бурное развитие экономики, существенный рост объемов международной торговли, научно-технический процесс не могли не сказаться на состоянии транспортно-экспедиционного обслуживания. В частности, ряд крупнейших компаний, осуществляющих добычу нефти, угля, железной руды, других полезных ископаемых, автомобилестроительные гиганты, компании, производящие сельскохозяйственную продукцию (мясо, фрукты, овощи, и др.), пошли по пути осуществления перевозок производимой продукции собственными силами и средствами. Они взяли в свои руки и функции транспортно-экспедиционного обслуживания, которое осуществляют специально созданные подразделения.

Таким образом, налицо тенденция отказа от услуг специализированных транспортно-экспедиторских фирм. Однако она не коснулась многих других отраслей, таких, например, как нефтехимия, мукомольная, маслобойная и др. Представляющие их компании предпочитают поручать транспортно-экспедиционное обслуживание при транспортировке их товара специализированным фирмам. Количество таких фирм неуклонно растет, а сфера деятельности постоянно расширяется.

Итак, параллельно с тенденцией отказа от услуг специализированных транспортно-экспедиторских фирм получила развитие тенденция дальнейшего их роста, укрепления материальной базы, приобретения ими в собственность подвижного состава и его инфраструктуры. Это позволяет существенно расширить виды транспортно-экспедиционных услуг, в том числе осуществление перевозок, выполнение комплекса транспортных услуг вплоть до реализации варианта "от склада до склада".

Вперед тенденция в развитии транспортно-экспедиционного обслуживания касается международных перевозок в смешанном сообщении. В этих перевозках участвует такой участник транспортного процесса, как оператор перевозки груза в смешанном сообщении, в качестве которого могут выступать транспортный экспедитор и транспортный агент.

Еще одна тенденция в развитии транспортно-экспедиционного обслуживания связана с глобальной контейнеризацией перевозок. Она наблюдается прежде всего при перевозках штучных (генеральных) грузов, а также отдельных грузов, перевозимых в контейнерах ячеистыми судами – контейнеровозами, на роллтрейлсрах (судах с горизонтальным способом погрузки и выгрузки), контейнерными маршрутными поездами и скоростными автотягачами в сцепе с контейнерными шасси.

Глобальная контейнеризация перевозок скорректировала виды транспортно-экспедиционных услуг. Здесь акцент смещен в сторону выполнения операций по комплектованию и разукомплектованию контейнеров, подбора однотипных грузов при их комплектовании, организации перевалки контейнеров с одного вида транспорта на другой, расширения контейнерного парка, создания и эксплуатации контейнерных складов и терминалов.

Претерпел изменения и характер оказываемых агентских услуг в рамках транспортно-экспедиционной деятельности. В прошлом транспортные агенты, имея необходимую материальную базу, сами выполняли ремонт транспортных средств и контейнеров перевозчиков. Будучи владельцами терминалов и бункеровочных баз, они оказывали услуги по выполнению бункеровочных работ, складированию, хранению и обработке грузов. Кроме того, транспортные агенты осуществляли снабжение перевозчиков необходимыми продуктами, водой, горюче-смазочными материалами, запасными частями и т.п.

В настоящее время транспортные агенты предпочитают выступать в качестве посредников между владельцами транспортных средств и соответствующими предприятиями и торговыми фирмами. Объясняется это тем, что выполнение транспортным агентом разноотраслевых транспортноэкспедиционных услуг ведет к распылению сил и средств, становится экономически невыгодным. Это обстоятельство тормозит совершенствование перевозочного процесса, внедрение прогрессивных технологий.

Корректировка характера действий транспортных агентов, выполнение ими чисто посреднических функций способствуют развитию и внедрению в практику транспортно-экспедиционного сервиса, современных технологических режимов, таких как стандартизация используемых транспортных средств и оборудования, производство их ремонта по агрегатно-модульному методу, централизация продовольственного и технического снабжения перевозчиков.

Таким образом, транспортно-экспедиционное обслуживание в международных перевозках – это деятельность специализированных фирм, заключающаяся в оказании ими грузовладельцам (грузоотправителям, грузополучателям) и перевозчиком на договорной основе услуг по организации и обеспечению осуществления международной перевозки грузов.