Лекция 18. Правовое регулирование средств массовых коммуникаций. СМИ

В результате изучения главы студент должен:

знать определения понятий "средства массовой информации" и "средства массовых коммуникаций", роли этих институтов информационного общества в формировании информационной среды общества в процессе его исторического развития, в становлении современного глобального информационного общества и его глобальной информационной среды – Интернета, действующее законодательство в области регулирования отношений и реализации функций СМИ и средств массовых коммуникаций и проблемы совершенствования этого законодательства;

уметь пользоваться этими средствами при реализации прав и обязанностей при создании, распространении информации как сведений о фактах, людях, событиях, явлениях и процессах, совершающихся в обществе, а также квалифицировать свои действия и действия других субъектов при использовании СМИ и других форм массовой информации с учетом оценки их воздействия на сознание и поведение их пользователей;

владеть правовыми средствами, методами регулирования отношений в области организации и деятельности СМИ, включая электронные, иными средствами представления массовой информации профессионально и как обычный пользователь этой формы информации, процедурами юридической защиты прав журналистов и читателей в случаях нарушения принципов и правил деятельности СМИ.

Понятие массовой информации и массовых коммуникаций

На протяжении многих веков основным источником массовой информации являлись средства устной, графической информации, затем различные виды письменной формы ее передачи. История знает периоды бурного расцвета печатных периодических изданий, именуемых "средствами массовой информации". Наступившая эпоха телерадиовещания не исключила СМИ из системы средств массовой информации, но значительно обогатила их формы. Интернет раздвинул национальные и международные границы распространения информации этими средствами и как бы сформировал самую широкую сферу жизни и форм ее представления. Тем не менее до настоящего времени во всем мире действуют законы, регулирующие отношения, ориентированные преимущественно на СМИ.

К настоящему времени нет завершенного юридического определения средства массовой информации, адекватного современному состоянию информационной сферы. В Законе РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее – Закон о СМИ), который с дополнениями действует и в настоящее время, под средством массовой информации понимается "периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)" (ст. 2).

Для практики важен не совсем точно решенный вопрос: что подразумевать под СМИ? Это "орган" как форма издания и распространения информации (журнал, газета и т.п.) или организация, обеспечивающая издание газет, журналов, телепрограмм и т.п.? Естественно, что печатный орган или иная форма представления массмедиа, как продукция интеллектуальной и производственной деятельности определенного коллектива, не являются субъектами права. Это предмет отношений различных субъектов права, который реализуется как массовая продукция юридическим лицом или предпринимателем без образования юридического лица – индивидуальным издателем. В создании этого информационного продукта участвует множество субъектов, представляемых публичными и частными организациями – издательствами, редакциями, типографиями. Естественно, что изначально контент этого продукта создастся конкретными субъектами: авторами, журналистами, корреспондентами, редакторами и т.п.

Через СМИ реализуются такие информационные права разных субъектов, как сбор, создание, получение, передача, обработка, распространение информации, т.е. все формы работы с информацией. Они реализуются в процессе деятельности субъектов, участвующих в создании (учреждении), формировании содержания в определенной форме СМИ, его распространении для всеобщего (массового) доступа читателей, слушателей, зрителей – субъектов, принимающих, воспринимающих и пользующихся информацией, исходящей от конкретного СМИ.

СМИ являются важнейшим источником информирования населения земного шара о фактах, явлениях, событиях, процессах, совершающихся в мире в самое короткое время и в доступной форме. К формам представления массовой информации сегодня добавились электронные СМИ, а в силу стремительного развития телефонии – и сотовые телефоны, оснащенные выходом в Интернет и связью с другими источниками информации.

Массовое информирование населения, безусловно, является важнейшим институтом информационного права в системе права па информацию. Именно через этот институт реализуется право на информацию всеми без исключения. Крупнейший специалист по СМИ М. А. Федотов считает, что не все признаки СМИ отражены в том определении, которое дано в Законе о СМИ, и что следовало бы в нем отразить следующее: "СМИ – это результат интеллектуальной деятельности, имеющий название в качестве средства индивидуализации и форму периодического печатного издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальной программы, иную форму периодического распространения массовой информации"[1].

По своей структуре любое СМИ является комплексным, так как реализует себя через деятельность многих специальностей и ролей субъектов, которые участвуют в его создании и распространении. Здесь действуют определенные стандарты (газета, журнал, программа исполнения, сайт, блог, электронные журналы и т.д.), сложившиеся исторически и не обязательно закрепленные юридически. В настоящее время в законодательстве об авторском праве присутствуют различные виды реализации прав, смежных с авторским правом, и, охватывающие разные формы массового воздействия на аудиторию. Неструктурированной остается такая всемирная форма концентрации видов информационных объектов и результатов авторского труда, как информационная среда Интернета в целом. Но однозначного восприятия этого сложного по информационному ресурсу циркулирующего конгломерата творчества и форм информации в этом феномене тоже пока не появилось. В нем присутствуют электронные газеты, журналы, новостные и профессиональные издания в электронной форме. Не все формы представления информации в Интернете можно отнести к данному институту. Это же можно сказать о всей сфере культурно- массового свойства: театр, музеи, выставки. Они действуют так же, как средства массового характера, но у них нет жесткой периодичности, они ограничены пространством.

Из-за множественности форм СМИ, или массмедиа, специалисты склонны обозначить феномен СМИ с правовой точки зрения как фикцию (М. А. Федотов). В этой связи по аналогии с признанием юридического лица фикцией (на определенном этапе развития теории права, для удобства включения в систему регулируемых отношений) неизбежно встает вопрос об определении правового статуса субъектов, представляющих СМИ и использующих несущую ими информацию в определенных целях.